«Заводской» эксперимент

О «пограничном» фильме Юрия Быкова «Завод».
Кадр из кинофильма «Завод».
Источник: kinopoisk.ru


В московском кинотеатре «Иллюзион» прошел закрытый спецпоказ новой остросоциальной драмы Юрия Быкова «Завод». Фильм рассказывает о рабочих, которые, после объявления о том, что их завод будет закрыт, решаются на отчаянный шаг – захват директора в заложники и требование выкупа. Но, как обычно бывает в фильмах этого режиссера, история впоследствии сделает не один крутой поворот.

После показа картины состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали режиссёр и ведущие актёры – Денис Шведов, Андрей Смоляков, Иван Янковский, а также продюсеры – Шарль-Эврар Чехов и Руслан Татаринцев. Конечно, много вопросов было посвящено попытке Быкова сделать «авторскую массовую картину». Режиссер отметил, что, создавая свои работы, он черпает вдохновение у американских коллег – например, Дэвида Финчера и Дени Вильнёва, – чьи картины стали современной классикой. По словам Быкова, их работы ориентированы на массового зрителя, однако, в отличие от современных блокбастеров, осмыслены и несут в себе определенную художественную ценность. Фильм «Завод» отчасти представляет собой попытку воссоздать опыт зарубежных коллег в российских реалиях.

Предыдущие картины Быкова не имели больших бюджетов, а количество копий, рассылаемых в кинотеатры, не превышало 20-и (как в случае с фильмом «Дурак», где, по словам самого Быкова, было реализовано всего 15 копий). При съемках фильма «Завод» на помощь с финансированием пришла французская сторона. Помимо компании Yellow Black & White Films, в продюсерах теперь значится и компания Kinovista. Расширенный бюджет сказался на появлении съёмок с коптеров, дорогих автомобилях, качественной компьютерной графике. Например, в сценах, где завод показывается с высоты птичьего полёта, вся территория отрисована на компьютере, однако вряд ли среднестатистический зритель сможет это понять – настолько хорошо все сделано.

Что касается художественной стороны фильма – как и отмечали критики в Торонто на международной премьере, сюжет картины незамысловат и прямолинеен. Впрочем, у Юрия Быкова все фильмы сняты в подобном ключе: сюжеты большинства его картин разворачиваются в течение суток. Режиссер считает, что «быстро» и «остро» закрученная ситуация должна прийти к такому же быстрому и острому концу.

Фильм снимался в реальных цехах действующего московского завода ЖБИ. Все съемочные работы велись по ночам, потому что с рассветом нужно было освобождать место для производственных процессов. Сами актёры признаются, что съёмка была настоящим адом: во время основных этапов работы был октябрь, стояла ненастная погода, так ещё и Быков поливал актёров водой, имитируя дождь. Особенно нелегко было Денису Шведову, который играл бывшего военного, лишившегося глаза. Шведов рассказал, что левый глаз ему гримировали так сильно, что он не мог им даже шевелить. Из-за этого глаз слезился, а к концу дня, когда грим снимали, начинался нервный тик. Возможно, такие условия работы и позволили достичь напряженной атмосферы, присутствующей в фильме.

Самого Быкова в этот раз в кадре не было – и режиссер объяснил, почему. В первую очередь он вспомнил своего учителя: тот говорил, что однажды Быкову придётся выбрать, по какую сторону камеры стоять. Кроме того, по мнению режиссера, будучи на площадке в качестве актёра ты всегда хоть немного, но «занимаешься самолюбованием». Поэтому, забыв о тщеславии, Быков решил «заняться делом серьёзно».

Нужно отметить, что фильм «Завод», в отличие от предыдущих картин режиссера, не является социальной драмой в чистом виде. Примерно треть фильма занимает боевик, где роль своеобразного Рэмбо берёт на себя «одноглазый» Шведов. Сам Быков называет «Завод» «пограничным» фильмом, что для режиссёра, который ранее снимал исключительно остросоциальные драмы, очень необычно.

Оценить новую работу Юрия Быкова в кинотеатрах можно будет уже с 7 февраля, когда фильм выйдет в широкий прокат.

Автор
Руслан Юсифов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе