Александр Липницкий: «Андеграунд у тебя в душе. Он либо есть, либо его нет»

1 апреля в Ярославле состоится большой концерт коллектива «Отзвуки Му». 19 марта фронтмен группы, культуролог и журналист Александр Липницкий рассказал о том, каково положение вещей в современном андеграунде, а также поделился своим мнением о причинах вторичности культуры.
— Александр Давидович, что же ожидает посетителей концерта «Отзвуки Му»? — Ярославцев ждет программа, которую наша группа сыграла впервые 20 лет назад. За это время в Москве и Петербурге возник спрос на наши старые песни, а вокруг основного состава группы начали появляться молодые музыканты, выросшие на этих композициях. Несмотря на то, что нам казалось, что «Звуки Му» — ни на что не похожее явление, и у него не может быть ни последователей, ни подражателей, такие люди нашлись. И все они приедут первого апреля в Ярославль. По сути, выступать будет 14 человек, так что по составу мы перебьем даже группу «Аукцыон», которая считается самой многочисленной. —Отличается ли чем-то Ярославль от многих других городов, которые вы посетили? — Ярославль отличается многим. В первую очередь, в позитивном ключе. Это один из самых красивых городов России. Но также и в негативно: город крайне отсталый в плане современной музыки. Если в 70-е годы здесь шевелилась джазовая тусовка, съезжались интересные люди, проводились фестивали, то в последние годы ничего интересного не происходит. И судя по первым шагам клуба «Китайский летчик Джао Да», эта тенденция настолько укоренилась, что в Ярославле почти не осталось продвинутой публики. Видимо, ее как-то надо воспитывать. Организовать концерт с необычной некоммерческой музыкой здесь нелегко.
— А в чем причина такого ослабления позиций некоммерческого искусства?
— Дело в том, что идеи капитализма, которые на западе формировались столетиями, у нас приобрели уродливый характер в силу реформ 90-х годов. Андеграунд на западе является важным элементом капиталистического развития общества, на него выделяются, в том числе, деньги успешных людей. Потому что капиталист западного образца прекрасно представляет, что, вкладывая деньги в культуру, новые технологии и социум, он позволяет своим детям и внукам жить в продвинутом будущем. По каким-то причинам эта идея в России не укоренилась. Власть имущие и владеющие медиаресурсами люди игнорируют андеграунд. Посмотрите на наше телевидение, насколько оно вторично. В основной массе своей это проекты, слизанные с запада.
 — А некоммерческой музыки это не коснулось?
— В какой-то степени. Львиную долю призов сейчас берут молодые группы, поющие на английском. Наверное, я просто не привык, но мне кажется, что таким образом они отрезают у себя большую часть аудитории. К тому же, сложно выражать свои идеи, если отсекаешь столь развитую литературную традицию. Но, видимо, люди хотят преуспеть на западе, попасть на «Евровидение». Это, своего рода, вторичность — желание отличиться где угодно, только не у себя дома.
 — Как, в таком случае, определить, что перед вами: андеграунд или вторичный продукт?
— Андеграунд, в первую очередь, желание артиста быть независимым от рынка. Это было тогда и остается сейчас. Только в советское время роль рынка лежала на властях. Так что андеграунд у тебя в душе. Он либо есть, либо его нет.
— А как в современных условиях быть с политической позицией музыкантов?
 — Высказывать или не высказывать политическую позицию — личное дело каждого музыканта. К примеру, Петр Мамонов не читает новостей и не пользуется интернетом, а смотрите, какие отличные песни получаются. Конечно всегда можно столкнуться с забавными казусами. Во время исполнения песни «Крым» в пафосном московском клубе «Муми Тролль» у организаторов концерта возник такой шок, что впервые в современной России концерт был прекращен. Эту песню мы писали в 1986 году, и даже представить себе не могли, что она сможет вызвать скандал спустя 30 лет.
Автор
Михаил Беляков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе