Анна Нетребко: «Я всегда слушаю свой голос»

Ей даже не нужно петь, чтобы быть одной из величайших звезд Зальцбургского фестиваля 2013 года. Трудно назвать хоть одну оперную премьеру на реке Зальцах, где бы русская певица с австрийским гражданством не была бы в центре внимания, если только она не среди заинтересованных слушателей. А если она поёт, то всеобщий восторг гарантирован.
Так было и во время трёх концертных исполнений оперы Верди «Жанна д’Арк», после чего Нетребко была провозглашена легендой оперы, наряду с Пласидо Доминго. В интервью Kurier дива рассказывает о профессиональном и личном счастье, а также о своих планах.


— После концертного исполнения оперы Верди «Жанна д’Арк» Вас ждал невероятный успех. Почему опера не была поставлена на сцене?

— «Жанна Д’Арк» — потрясающе музыкальное произведение, и партия Жанны очень подходит моему голосу. Однако история... хм... Женщина вдруг начинает слышать голоса, идёт на войну и становится мученицей, даже святой. Это полная бессмыслица! Совсем не обязательно ставить на сцене всё.

— Ваш новый альбом называется «Верди». Вас уже слышали в партиях Жанны д’Арк, Елизаветы в «Дон Карлосе», леди Макбет, Элеоноры в «Трубадуре» и Елены в «Сицилийской вечерне». Меняете свой репертуар?

— Кроме того, этот альбом — посвящение одному из величайших композиторов за всю историю как раз в год двухсотлетнего юбилея Верди. Но это правда: мой голос в последнее время очень изменился. Он стал темнее, более мясистым, более драматичным — это как раз то, с чем я сталкиваюсь в музыке Верди. Я хочу проявить себя в этом репертуаре. Сейчас самое лучшее время для этого. Поэтому в 2014 году в Мюнхене я дебютирую в партии леди Макбет. Это будет постановка на сцене, думаю, я могу воплотить её персонаж, я идентифицирую себя с ней.

— Вы идентифицируете себя с леди Макбет?

— Конечно! Это очень сильная женщина, которая знает, чего она хочет. Но, конечно, нехорошо то, что они пошли на убийство ради своих целей. Однако она сталкивается с последствиями — леди Макбет теряет разум. Как на сцене, так и в жизни, мне нравятся такие волнующие характеры. Как Леонора в опере «Трубадур», которую я тоже буду петь в первый раз. Другие роли Верди меня не привлекают, даже если я и могу их спеть.

— Например?

— Дездемона в опере «Отелло». Я точно не хочу её играть. Как можно быть такой глупой женщиной? Я бы немедленно рассталась с таким ревнивым мачо, как Отелло, если бы была на её месте. И точка. Я живу дальше как Дездемона, а он делает то, что хочет. Драма Шекспира и либретто Бойто, наряду с музыкой Верди, — прекрасны. Просто это не тот тип женщины, который я бы хотела воплощать на сцене. То же самое касается и леди Макбет Мценского уезда Шостаковича. Я бы никогда не была глупой настолько, чтобы топиться из-за мужчины!

— В 2016 году Вы будете петь Эльзу в новой постановке оперы Вагнера «Лоэнгрин» с дирижёром Кристианом Тилеманом...

— О да, это такое приключение... Эта женщина просит слишком многого, но, несмотря на это, она мне нравится. Нет, серьёзно, я уже даже начала готовиться к «Лоэнгрину», но это не так уж легко: язык Вагнера нужно сначала узнать, а уже потом запоминать. Музыка Вагнера не легка для артистов. Но сейчас самое время для партии Эльзы, а ещё для Манон Леско Пуччини. Ради этого я отказалась от нескольких партий бельканто и Моцарта. Даже графиня в опере «Женитьба Фигаро» не будет включена в мой репертуар, пока не будет звучать должным образом. Я всегда слушаю свой голос.

— В Зальцбурге Вы удивили слушателей, исполнив «Военный реквием» Бриттена...

— Да, это великолепное, трогательное произведение. Я была рада исполнить его вместе с Антонио Паппано, Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия и моими коллегами Томасом Хэмпсоном и Яном Бостриджем. В конце концов, в 2013 году мы отмечаем не только юбилеи Верди и Вагнера, а также столетие со дня рождения Бриттена. Это важное выступление. Я люблю Бриттена — эта музыка очень серьёзна и задевает за живое. В этом репертуаре я бы хотела поработать побольше, но я и так делаю слишком много безумных вещей.

— Что, например?

— Даниэль Баренбойм уговорил меня принять участие в диком проекте. Я выпущу «Четыре последние песни» Штрауса на CD. Невероятное мероприятие! Я и Штраус! Но Даниэль сказал: «Анна, это идеально для тебя, ты сможешь это сделать». Если Даниэль хочет такой проект и предложил его мне, я могу только согласиться, я абсолютно доверяю ему. Но это тяжёлая работа: здесь большее внимание уделяется не языку, а диалекту, выделению отдельных слов и слогов. Я интенсивно изучаю Штрауса и надеюсь, что приду к нему в итоге.

— Может быть, на оперной сцене?

— Почему нет? Но для этого я должна быть уверена, что это правильная роль, что я сотрудничаю с верными людьми в идеально подходящее для меня время. Музыкальная индустрия стала такой скоростной, что трудно успевать за всем. Я должна подписывать контракты на будущее, но я понятия не имею, как мой голос будет звучать, будет ли он подходящим для той или иной партии.

— Тяжелая работа...

— Да, не только для меня, для всех нас. Как быть на высоте каждый день, ведь люди ожидают этого, покупая билеты, и они правы? Конечно, с одной стороны, это довольно опасно. Вокально мы не должны слишком быстро бросаться в любую авантюру. Это может аукнуться чем-нибудь плохим. Кроме того, всем нужен баланс, семья, друзья.

— У Вас романтические отношения со знаменитым басом-баритоном Эрвином Шротом, от которого у Вас есть сын Тьяго. Ваша личная жизнь постоянно открыта публике. Каждый Ваш шаг оценивается. Как Вы справляетесь с этим?

— К сожалению, это так. Работа — это только работа, а личная жизнь — это личная жизнь. Я создаю своё свободное время. Я счастлива с Тьяго в Вене в зоопарке. Он любит его, мы смотрим на животных часами, и никто нас не узнаёт. Потому что здесь мы просто мать и сын — это для меня маленькое, но такое большое счастье. Я многому учусь у Тьяго, мне это нравится, потому что я не Анна Нетребко, а мама с ежедневными заботами и проблемами.

— Вы превратили Вену в центр Вашей жизни...

— Самое правильное моё решение! В Венской государственной опере, где в следующем сезоне я буду петь Маргариту в опере Гуно «Фауст», я как дома. Вена — абсолютная музыка, город, где я могу дышать, где я могу быть собой — Анной Нетребко.
 источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе