Азартны и любопытны

Новые программы Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского

После успешных гастролей в знаменитом концертном зале Вены Musikverein Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского во главе с художественным руководителем Владимиром Федосеевым представил несколько программ в Большом зале Московской консерватории. Одна из них -- придуманный маэстро Федосеевым цикл «Легенды о любви». 26 марта Федосеев дирижировал концертом «Восточный романс», в котором знаменитые ориенталистские опусы классиков русской музыки (Римского-Корсакова, Мусоргского) прихотливым орнаментом вплетались в мелодии незаслуженно забытых, редко исполняемых композиторов бывших советских республик (Меликова, Ниязи, Кара-Караева). Вчера прозвучал концерт «Шаг в XXI век», в котором только два сочинения были хрестоматийными: ранняя (1904) идиллия для оркестра «Летний вечер» классика нововенской школы Антона Веберна и «Маленький триптих» классика советской композиторской школы Георгия Свиридова. Все остальные немалые по длительности опусы композиторов Западной Европы и Америки были написаны в последнее десятилетие и прозвучали в России впервые.


Программы хороши уже по той причине, что альтернативны «образцово-показательному» российскому филармоническому мейнстриму, предполагающему бесконечную концертную эстафету обычно, мягко говоря, не идеально сыгранных разными оркестрами хрестоматийных опусов классиков конца XVIII -- первой половины XX столетия. Даже молодые исполнители и коллективы обычно зацикливаются на обкатанных программах, которые играют «до дыр» по странам, городам и весям, -- программам проверенным и никак не противоречащим застойному потребительскому отношению к классической музыке.

Семидесятипятилетний маэстро Владимир Федосеев взложил на себя роль благородного просветителя, вытащил партитуры, которые или сданы в архив (как в случае с опусами композиторов союзных республик), или только что завершены самими авторами (как в случае с мировой премьерой вчерашнего концерта -- симфоническими заклинаниями «Большая медведица» самого интересного композитора Норвегии Рагнара Седерлинда). И не просто вытащил и сыграл с БСО, но и выстроил лейтмотивы, придумал концепцию.

Концерт «Восточный романс» позволил продемонстрировать все исключительные качества БСО: тембровое богатство, филигранное звучание струнных, от которых в иные кульминации просто дыхание перехватывает. Все это великолепие было каркасом целого пышно украшенного дворца, в котором разные искусства не то чтоб соревновались друг с другом, но друг друга славили. Симфонические темы инкрустировались стихотворными фрагментами великой любовной поэзии Навои, Низами, Хафиза, Омара Хайяма... Стихи читали Дарья Мороз и Олег Долин. Аутентичная отделка драгоценной конструкции обеспечена была участием музыкантов, исполняющих темы на средневековых струнных азербайджанских инструментах таре, кяманче, а также благодаря уникальному вокалу юного азербайджанского певца Эльмаддина Ибрагимова. Продолжение любовных историй ожидается в начале будущего консерваторского сезона, когда в цикле «Легенд» прозвучат истории Отелло (по Шекспиру и Верди) и Густава и Альмы Малер (по музыке, письмам и дневникам композитора).

Вчерашняя программа «Шаг в XXI век» убедила другим -- не изумительной красотой возводимых акустических чертогов, но отважным желанием показать современную академическую музыкальную культуру не как музей, а как процесс, в его движении. Как в современной артжизни... Ведь интересно же в пластических искусствах проследить формы интерпретации модернизма 20--50-х годов сегодня. Почему же не любопытно услышать, на какой диалог со Стравинским и Шостаковичем способны именитый норвежец Седерлинд или модные американцы Кристофер Роуз, Картер Панн? Пусть радикальной новизны в их произведениях мало (или нет совсем), но ведь и на многих признанных выставках современного искусства работ, которые можно приравнять к «новому слову», нет совсем или раз-два и обчелся. Мудрость Федосеева в том, что современную музыку он хочет сделать частью нормальной культурной жизни. Без истерики и фанатизма.

А для тех, кто любит раритеты признанной классики, маэстро готовит пасхальный подарок. 9 апреля в Большом зале Московской консерватории прозвучит практически неизвестная в России грандиозная оратория Феликса Мендельсона «Св. Павел». 

Сергей ХАЧАТУРОВ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе