Сам руководитель фестиваля выступил во всех своих (и даже не очень своих) амплуа. Башмет начал с оперного дирижирования: концертное исполнение сильно сокращенной и творчески адаптированной оперы Россини «Путешествие в Реймс» наверняка было первым в истории Ярославля. Но, несмотря на далекую стилистику бельканто, неизвестный сюжет, итальянский язык (впрочем, иногда певцы беззаботно переходили на русский) и тот факт, что маэстро, занятый своим камерным оркестром «Солисты Москвы», кажется, ни разу не взглянул на шеренгу молодых мариинских певцов, выстроившихся на авансцене, Россини прошел на «ура».
Проект этот обкатанный (в том числе и с Башметом за пультом), а у певцов хватает профессионализма, свободы, веселья и звонких голосов, чтобы повалять дурака и при этом не сойти с дистанции. Ответственной вожатой во время сложнейших ансамблей выглядела Анастасия Калагина (мадам Кортезе). А зажигала больше других Елена Соммер (Маддалена).
Второй оркестр арт-директора фестиваля — симфоническая «Новая Россия» — участвовал в финальном концерте. В его программе были фирменный для главного альтиста страны «Гарольд в Италии» Берлиоза и — ни больше ни меньше — мировая премьера Альтового концерта полюбившегося Башмету русско-американского джазмена, бизнесмена и композитора Игоря Райхельсона.
Середина фестиваля была посвящена камерной музыке (арт-директор отметился неоконченной Сонатой Глинки для альта и фортепиано, сыгранной вместе с дочерью Ксенией), а также местам, гораздо более провинциальным, чем город Ярославль. Фестивальная молодежь — помимо дочери Ксении, скрипачка Алена Баева, виолончелист Александр Бузлов, кларнетист Игорь Федоров и несколько человек из «Солистов Москвы» — была отправлена выступать в города Рыбинск и Гаврилов-Ям.
Всего час-полтора тряски по российским дорогам, и все уже по-другому. Вот, например, Рыбинск: буклет продается на 100 рублей дешевле, чем в Ярославле, зал (без всякой, кажется, акустики) под завязку заполнен публикой, 90 процентов которой — немолодые женщины. Прекрасные и почти неслышные тут длинноты Пятой скрипичной сонаты Бетховена и Первой виолончельной сонаты Брамса кажутся чем-то неуместным. Немедленно после концерта начинается какой-то киноужастик, и на полную катушку врубается звук из динамиков.
Сразу возникает вопрос не об улучшении культурного досуга, а просто о его наличии. Башмет, Гергиев и еще несколько известных в России музыкантов (их число, кстати, стремительно уменьшается) могут, конечно, изредка озарять своим божественным присутствием это непаханое поле, но ничего не изменится, пока та же Ярославская филармония не будет как можно чаще трястись по российским дорогам эти час-полтора.
Из позитивного: сложно поверить, но есть ощущение, что для молодого поколения музыкантов, которое в долгих гастрольных переездах развлекается не водкой и анекдотами, а найденными в сети рингтонами, похоже, уже нет разницы между фестивалем дяди Башмета в Ярославле и, скажем, фестивалем тети Гутман в баварском Кройте. Несмотря на плохие дороги и ужасную акустику, наши привычные беды, мир един. В Ярославле и в Кройте надо одинаково стараться.
OpenSpace.RU