Борис Березовский: «Через искусство я пытаюсь понять жизнь»

Интервью о жизни, искусстве, политике и предстоящем с 10 по 14 июля фестивале «Летние вечера в Елабуге».
Пианист Борис Березовский и Уральский академический филармонический оркестр. 
Фото: Татьяна Андреева. Свердловская филармония


Во время интервью пианист Борис Березовский был весел, много шутил, но между шутками всерьёз говорил о Скрябине и Рахманинове, о создании своего оркестра с целью изменить наскучившую репертуарную политику и о своём open-air фестивале «Летние вечера в Елабуге», который пройдёт с 10 по 14 июля на фоне пейзажей волшебной красоты.


— Вам 50 лет, Вы вступили в возраст зрелости, а сколько Вам лет по внутреннему ощущению? Оно совпадает с биологическим возрастом? Ведь можно ощущать себя старцем, а можно юношей...

— У меня подростковый возраст — точно! Проблемный... (смеётся).

— Однако за свои 50 лет Вы сделали так много, чего другому человеку не успеть и за десять жизней. Неужели нет ощущения утомлённости?

— Нет, я считаю, что ещё очень многое могу сделать. И есть планы и мечты, которые хотелось бы осуществить. Словом, хочется ещё... похулиганить (смеётся).

— Вы общаетесь с друзьями детства, юности? Бывает, с одноклассниками не о чем поговорить — настолько мы меняемся, повзрослев. Один становится звездой, другой ничего не достигает в жизни, в силу разных причин. Вам интересно с бывшими одноклассниками?

— Друзья детства и юности — мои нынешние коллеги. Это после обычной школы один становится парикмахером, другой хирургом, а мы-то учились в специальной музыкальной школе имени Гнесиных, и все стали музыкантами, поэтому продолжаем находиться в сфере одного культурного пространства. Многие играют в оркестрах, с которыми я постоянно выступаю. Скажем, я продолжаю общаться с Евгенией Кривицкой, с которой учился вместе, — она восхитительная, ироничная, слегка циничная и очень умная женщина, которая преподаёт в Московской консерватории и работает главным редактором журнала «Музыкальная жизнь». С оркестрантами постоянно встречаемся на концертах и репетициях, в перерывах играем в пинг-понг. Иногда даже собираемся поиграть вместе в футбол. В общем, юношеские контакты сохраняются.

— Во всех своих интервью Вы проявляете действительно подростковую искренность: дескать, что думаю, то и говорю. Не вредит ли Вам чрезмерная откровенность? Люди могут использовать откровенность против Вас.

— Пускай используют. В жизни нам многое вредит. Вот я курю, это тоже вредно. Если я кому-то неугоден по разным причинам, люди всегда найдут, к чему придраться. Недоброжелатели любые мои слова используют против меня, что бы я ни сказал. И поскольку я в этом твёрдо убеждён, то буду говорить то, что думаю. И мне абсолютно всё равно, кто и как на это отреагирует.

— У Вас очень мощная, поистине звериная интуиция в части выбора людей: Вы чутко разделяете всех на «своих» и «чужих». Концертные программы тоже составляете интуитивно? Или рациональное зерно в выборе сочинений всё же присутствует?

— Программы составляются из произведений, которыми я в данным момент увлечён. В последнее время так произошло со Скрябиным, которого я безумно полюбил. Сейчас разучиваю другие опусы: хочется играть его как можно больше. По поводу интуиции Вы правы. Мне кажется, любым творческим человеком — будь то писатель, художник, музыкант — движет, прежде всего, интуиция, она лежит в плоскости художественных исканий. Мы, музыканты, не блещем знаниями, а вот чувство, интуиция — то, что нам очень сильно помогает.

Кстати, я сейчас читаю книгу о Скрябине: его упрекали в поверхностности знаний в области философии, хотя он много читал философской литературы. Удивительные люди... Скрябин — гениальный композитор! Его профессия — музыка. Не мог же он знать всё на свете! Их обвинения в поверхностности знаний смешны и нелепы. Нужно всю жизнь заниматься философией или литературой, чтобы стать специалистом. Но даже поверхностные знания, я считаю, музыканту необходимы — они... дополняют интуицию (смеётся).

— Почему Вы увлеклись именно Скрябиным? Раньше Вы его не играли.

— Это происходит как-то само собой. Необъяснимо... Вдруг понимаешь, что ты без этого жить не можешь и хочешь буквально часами сидеть за роялем и играть Скрябина, слушать его необычные, космические, божественные гармонии. Да и личность неординарная. На рубеже XIX — XX веков многие российские писатели, художники, философы интересовались оккультизмом и другими методами познания мира, помимо православия, официально провозглашённого в России. Скрябин церковь отрицал, в Христа не верил. Всё в его жизненной философии держалось на других основах. Тогда как творчество Рахманинова глубоко связано с православием, хотя он не говорил об этом. Мне безумно нравятся рахманиновские гармонии, его «колокольность». Музыку, которую он слышал в церковном колоколе и в колокольных перезвонах, только гений может услышать.

Из-за этих противоречий оба композитора не принимали друг друга. Музыкальный мир Москвы тогда раскололся на две части: сторонников Рахманинова и Скрябина. Одни Скрябина не понимали, категорически отрицали, другие обожали и боготворили. Музыка Скрябина действительно связана с мистикой или энергией космоса. Скрябинский мир противоречит рахманиновскому. Но лично я и Рахманинова считаю абсолютно не понятым композитором... Привилегия пианиста, исполнителя в том, что он может оценить талант одного и другого, и мне оба они безумно дороги. Сочетание Рахманинова и Скрябина для меня совершенно невероятно! Разрывает меня между двумя этими гениями...

— Поэтому Вы и объединили Рахманинова и Скрябина в одной программе?

— Да, программа отражает мои увлечения. Через искусство я пытаюсь понять жизнь.

— Через искусство понять жизнь?! Помилуйте, искусство с жизнью не имеет ничего общего — вся мировая литература об этом написана, это я как филолог говорю.

— А я считаю, что Бог — самый великий художник, благодаря которому можно многое понять или почувствовать.


Пианист Борис Березовский. 
Фото: Татьяна Андреева. Свердловская филармония


— В этом сезоне Вы сыграли несколько сложнейших концертов мирового фортепианного репертуара с семью российскими и зарубежными оркестрами без участия дирижёра. И заявили о намерении создать свой симфонический оркестр. Но это такая ответственность, такая головная боль! Может, не надо свой коллектив? Будете играть с разными оркестрами, как в прошедшем сезоне, у Вас это прекрасно получается.

— Нет-нет, свой оркестр нужен. Необязательно всё играть без дирижёра: лучших из них, с кем захотят работать оркестранты, я буду приглашать. Поймите, я не против дирижёров. Я совершенно не согласен со сложившейся концертной практикой, в которой из-за эгоизма дирижёров и солистов огромное количество гениальных сочинений исчезает из репертуара. Сколько великой музыки написано Бахом, Моцартом, Сен-Сансом, Дебюсси, Кусевицким для солирующих флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота, арфы, контрабаса и других инструментов! Почему её не включают в программы? Ведь это необходимо! Во-первых, редко исполняемая музыка интересна публике. Во-вторых, это стимулирует оркестрантов находиться в творческой форме. Многие из них — прекрасные музыканты, способные исполнить сольные партии и донести красоту этой музыки. Пусть прозвучит не весь концерт для фагота, скажем, а лишь одна его часть, но надо дать возможность оркестрантам проявить себя в качестве солистов! Поэтому я и мечтаю создать оркестр, чтобы в каждом концерте оркестранты обязательно исполняли соло для своего инструмента — репертуар огромный. Затем может быть исполнена симфония или концерт для солиста с оркестром. В стандартном же репертуаре солируют только пианисты, скрипачи и виолончелисты — всё! Это ужасно. С такой скучной и неправильной репертуарной политикой я и пытаюсь бороться.

— Но ведь так происходит не только в России, но и во всём мире. Вы хотите переделать мир?

— Я хочу только, чтобы мне самому было приятно. Мне неприятно играть концерт, когда оркестранты играют формально. Для достижения того музыкального счастья, как его себе представляю, мне нужна заинтересованность и максимальная творческая отдача всех исполнителей — как в качестве солистов, так и в качестве оркестрантов. Сам я могу выпендриваться как угодно: играть ещё быстрее, ещё громче, но... это не музыка. Музыка для меня — это совместное творчество.

— И в концертах прошедшего сезона Вы это музыкальное счастье испытали?

— Да, безусловно, испытал.

— После юбилейной публикации «Царь Борис» Вас теперь в соцсетях и на форумах только так и называют — царь Борис.

— Отлично! Я за монархию (смеётся).

— В связи с этим вопрос: тяжела ли шапка Мономаха?

— Ну, что вы, это же театр... Ты царь только на сцене, а выходишь из филармонии — и ты такой же, как все, один из толпы. На мне не лежит огромная ответственность за страну. Поэтому я тяжести не чувствую. Шаляпин пел в театре партию Бориса Годунова. Думаю, и ему шапка Мономаха была тяжела только во время спектакля. А я и во время концерта тяжести не чувствую — я же удовольствие получаю, когда играю. Вот в жизни шапка Мономаха, думаю, очень тяжела. Путина ведь тоже называют царём. Вот ему наверняка очень тяжело. Хотя он прекрасно справляется с трудностями, ещё и чувство юмора не теряет. Ну вот... (пауза) Заодно и Путину доброе слово сказали. Кстати, вот за это меня точно разорвут! Хотя я говорю искренне.

— За Путина?! Кто недоволен Путиным, пусть назовёт альтернативу, я их с удовольствием выслушаю.

— Говорят, Ельцин был грамотным руководителем. Брежнева теперь добрым словом вспоминают. А ещё Сталина — вообще отлично! (смеётся)

— Мы же не о покойниках говорим, а о потенциальном лидере страны. Кто мог бы им стать?

— Скажем, Навальный реально борется с коррупцией. Победить её полностью нельзя, потому что страсть к наживе заложена в натуре человека, но существенно снизить процент коррупции можно. Есть примеры скандинавских стран, где коррупция побеждена, но в крупных государствах мафия была, есть и будет. В нашей стране её многовато. Если Навальному удастся понизить уровень коррупции с существующих ныне 40-50 % хотя бы до 15-20 %, это было бы очень даже... симпатично (смеётся). Я не сторонник тотального уничтожения коррупции, потому что, во-первых, в такой огромной стране, как Россия, это невозможно, во-вторых — это острый процесс, чреватый ещё одной революцией, а история говорит нам о том, что революции ни к чему хорошему не приводили. Всё равно, я считаю, Навальный делает хорошее дело. Истина как всегда где-то посередине, и если удастся найти баланс и сформировать в России гражданское общество вместе со всеми нашими олигархами, то... всем будет хорошо.

— Предлагаю перевести тему разговора с политики на предстоящий фестиваль «Летние вечера в Елабуге». Состав солистов на 50 % обновился. Каким принципом Вы руководствовались?

— Прошлогодний фестиваль прошёл настолько удачно, что я решил оставить в программе уже понравившихся публике артистов и для разнообразия пригласить тех, кого в Елабуге ещё не слышали. Это Анри Демаркет — чудный французский виолончелист, яркий представитель французской виолончельной школы, одной из лучших в мире. Мне понравилась пианистка Варвара Мягкова. Она и другие молодые талантливые пианисты — Фёдор Орлов, Анна Денисова и Эвелина Березовская — выступят в программе Vivat, Yamaha! — в честь компании, предоставившей нам рояль. Изумительный ансамбль старинной музыки «Мадригал» исполнит западноевропейскую музыку, шотландские музыканты Крис Стаут и Катриона Маккей сыграют на скрипке и кёльтской арфе свою традиционную музыку. Вместе с трио Elegato Айдара Салахова шотландцы будут импровизировать на темы народных мелодий. Я представляю себе это как джем-сейшн, живой музыкальный процесс — по-моему, очень здорово! А ещё Алексей Балашов сыграет соло на гобое в классических шедеврах для гобоя с оркестром — это, кстати, элемент моей борьбы за расширение концертного репертуара.


Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии


Интересной обещает быть программа «Джаз и не только...». Всемирно известный валторнист Аркадий Шилклопер, его квартет Jazz Team с джазовым пианистом Вадимом Неселовским, который специально прилетит из Америки, и... французская музыка XX века. На первый взгляд, французский импрессионизм и джаз — не просто далёкие планеты, а разные галактики. Но я считаю, что Равель, Дебюсси и Мессиан применяли изысканные джазовые гармонии. У французов нет того драйва и свинга, который присутствует в джазе, но гармонически их язык, я считаю, даже превосходит джазовый по богатству, красоте и оригинальности. Я очень люблю джаз, обожаю, и то, чего не хватает Равелю и Дебюсси — именно свинговости, погружающей в некий транс, — будет дополнено исполнителями джаза. Интеллектуальная музыка Дебюсси, Равеля, вершина интеллектуальной музыки — Мессиан и джазовые импровизации — такое экспериментальное сочетание, думаю, будет представлено впервые в мире.


Один из лучших валторнистов мира Аркадий Шилклопер


Выступят полюбившиеся публике музыканты — изумительный скрипач Никита Борисоглебский, Айгуль Хисматуллина с её божественным голосом, баянист-виртуоз Айдар Салахов, ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин». Естественно, каждый вечер на сцене буду я и Игорь Лерман с его замечательным Камерным оркестром. В день открытия Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» исполнит супер-шлягер классической музыки — свиридовские Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», а пушкинский текст прочитает Александр Гордон, известный всей стране как телеведущий. Однако мало кто знает, что он снимает чудесные фильмы, и вообще человек очень тонкий, знающий поэзию, и мне приятно, что он снова будет с нами. Мои пристрастия в выборе постоянных участников фестиваля объясняются очень просто: от добра добра не ищут.

Автор
Лилия Ященко, Фотографии предоставлены пресс-службой пианиста Бориса Березовского
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе