Энергия рок-н-ролла: как звучит классическая музыка без дирижера

В советское время активно замалчивали одно любопытное музыкальное явление.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus


С 1922 по 1932 год в Москве выступал первый симфонический ансамбль без дирижера «Перcимфанс». Музыканты садились в круг и исполняли классические произведения Баха, Чайковского без мановения той самой палочки, глядя в ноты и друг на друга, подчиняясь лишь вдохновению.


В сталинскую эпоху такие демократические вольности даже в музыке были немыслимы. В наше время о «Перcимфансе» наконец-то узнала широкая публика, а эксперименты с демократией на классической сцене пытается повторить Петр Айду.

«Ридус» поговорил с музыкантом о том, как ему вот уже десять лет удается развивать симфонический ансамбль без дирижера.


Петр, почему вы в своих интервью говорите про дирижера, что он фигура тираническая, эдакий «кнут и пряник» для музыкантов на сцене?

— Я бы не стал склонять «Перcимфанс» только лишь к острому социальному моменту. Мы все-таки в конечном итоге занимаемся музыкой, где можно говорить про разные способы управления и существования на сцене. Мне важен результат, и вот он как раз напрямую связан с теми людьми, которые в этом участвуют, и с теми традициями, которые у нас наработаны за десять лет нашего существования.

Но вы согласны, что музыкант, который не готов подчиняться дирижеру, — это какой-то новый тип артиста, вот почему он был неприемлем для сталинской эпохи?

— В то время о «Перcимфансе» было известно только на уровне слухов, но все изменилось после выхода в начале 2000-х годов книги Станислава Понятовского. Музыкант-альтист Госоркестра провел большую исследовательскую работу. Когда я прочел книгу «Перcимфанс», то сразу загорелся идеей воссоздать этот опыт. Да, у нас акцент в сторону талантов, которые умеют очень многое и могут очень быстро менять свой «музыкальный язык». Они участвуют во многих разных проектах, имеют свои собственные идеи, и при этом им интересно находить что-то новое.


© Анна Муравьева


Как проходят репетиции ансамбля без дирижера?

— Сначала мы собираемся небольшим составом, обсуждаем идеи, устраиваем так называемые читки. Затем перед самим концертом проводим репетицию. О том, как построена наша репетиция, можно на самом деле написать целую книгу. Поймите, мы не делаем культа из того, что играем без дирижера. Это просто наша технология.

И все-таки какова технология игры без указующей дирижерской палочки?

— В оркестре есть такая история, что дирижер несет полную ответственность за то, что происходит на сцене, за исключением чисто инструментальных моментов. То есть он не отвечает за фальшивые ноты, но если вдруг что-то развалилось, то спрос только с него. В нашем же случае от каждого из почти 90 членов ансамбля в большей или меньшей степени зависит успех и результат. Такая собранность во время концерта не может не воздействовать определенным образом на психику. И все мы заряжены определенной энергией, которая передается и зрителю.

Но все-таки в классических оркестрах играют с дирижером. Так проще?

— Мы, естественно, люди, которые работают в оркестре, где процесс бывает очень разный. И любое исполнительское умение — это большой труд. Тут просто вопрос еще в том, насколько человек получает какое-то внутреннее удовлетворение от того, что он делает.


© Анна Муравьева


Вас нередко сравнивают с рок-н-ролльными ансамблями, хотя вы играете классическую музыку. Почему?

— Энергия, которая рождается во время нашего исполнения, она похожа на рок-н-ролльную, вследствие некоторой склонности к индивидуализированности исполнителей, потому что мы не запрещаем музыкантам делать то, что им нравится.

Усматриваете ли вы некую революцию в таком подходе к музыке? Ваше поколение, 70-х годов, которое выросло в том числе и на рок-н-ролле, имеет более широкие взгляды, чем поколение 60-х, 50-х годов?

— Поколение 60-х, как раз наоборот, считается более революционным. Но, с другой стороны, им часто свойственна как раз склонность к тираническим методам решения задач, и это какое-то странное противоречие. В какой-то степени «Персимфанс» вновь появился на той волне, когда мне хотелось воспринять идеи шестидесятников, но при этом сделать процесс репетиций, концертов и вообще музицирования радостным моментом, а не насилием над собой ради достижения какого-то мифического результата — не очень понятно, что это за результат. У нас укоренилось представление о профессии музыканта как о постоянном насилии. Нам кажется, что обязательно должно быть трудно, тяжело, плохо и кровь из пальцев должна капать, и при этом еще после концерта надо заниматься самобичеванием за то, что не получилось. А на концерте обязательно что-то должно не получиться, не может быть иначе практически никогда, на то это и концерт. Но с моей точки зрения, тут произошел некий перекос, потому что музыка изначально — это вещь, придуманная для радости, для приятного просвещения ума, а не изнасилования себя.


© Анна Муравьева


А за границей есть ансамбли, подобные «Персимфансу»?

— Я знаю, что в мире существует около пяти таких коллективов, но мне достоверно известно о двух. У нас вообще есть такой хороший способ музицирования, когда мы объединяемся с музыкантами из других стран. Такой опыт у нас был в Норвегии, в Германии. И это очень перспективная история. То есть на самом деле я думаю, что в конечном итоге «Персимфанс» должен получиться таким ансамблем, состоящим из музыкантов со всех континентов. Потому что на самом деле людей, которые по-настоящему могут играть в «Персимфансе», не так много. Если их всех собрать, то получится идеальное сочетание.


© Анна Муравьева


Как вы планируете развивать «Персимфанс» после десяти лет его существования?

— Сейчас мы получили президентский грант на пять концертов в «Зарядье». Это очень современная, подходящая нам площадка, в которую мы прекрасно смогли интегрироваться. 7 марта сыграем программу, которую назвали «Океан звука». Это будет не просто набор произведений, мы решили составить из них определенное высказывание, которое будет раскрывать тему первозданности мира. Большинство представленных произведений будет связано с океаном, морской стихией. Также мы хотели показать контрастность разных музыкальных стилей, вот почему прозвучит классика (Дебюсси, Вагнер), а также произведения современных композиторов (Адамс, Воланс, Глобокар, Шилклопер). При этом Концерт № 2 для фортепиано с оркестром «Пересекая Атлантику» Воланса и «Темные волны» для симфонического оркестра и электроники Адамса будут исполнены в России впервые.


© Анна Муравьева


Вы ищете какое-то новое прочтение этих вещей?

— Совершенно неважно, что мы играем. Важно, что это делаем именно мы. Потому что в конечном итоге музыка — это просто материал, который мы используем. Нам даже не надо искать новое прочтение или новое звучание, оно само находится за счет того, что мы просто беремся за материал. На концерте 7 марта в «Зарядье» мы сопоставим все произведения так, чтобы создать единое метавысказывание на заданную тему. Это будет очень интересно.

Автор
Анна Муравьева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе