KING CRIMSON Восемь по пятьдесят

King Crimson объявили о юбилейном туре, фильме и куче изданий в честь 50-летия.

Эта удивительная группа за полвека своего существования ухитрилась повлиять на несколько поколений музыкантов


King Crimson – удивительная группа, которая за полвека своего существования ухитрилась повлиять на несколько поколений исполнителей: от джаз-рока до авангарда, от современного прогрессива до электроники. Как будто бы совсем недавно обсуждали, куда Роберт Фрипп (Robert Fripp) направляет группу в альбомах "Vroom" и "Thrak" – и вдруг оказалось, что с того момента пролетело еще 25 лет. Разыграно несколько чемпионатов мира по футболу, появились новые страны, даже президент (неужели!) у нас тогда был другой – а Роберт Фрипп всё на месте, аккуратно поправляет очки, сдержанно кланяется – и объявляет турне в честь пятидесятилетия "Малинового Короля".


Лето и часть осени 2019 года King Crimson планируют провести в юбилейном туре: с десятого июня (10.06) до шестого октября (06.10 – интересно, специально ли такая шутка с датами или нет) группа сыграет около 30 концертов от Лейпцига до Рио-Де-Жанейро. Распределение площадок между США и Европой вышло примерно равным: начинается турне в Лейпциге, из близких к России мест ожидаются Варшава и Берлин; а дальше Мексика и Штаты по крупнейшим городам. Завершится тур (если не назначат чего-то дополнительного) в Рио. Из необычного: 12, 13 и 14 июля музыканты будут три дня подряд играть в Барселоне на Doctor Music Festival.

Важная функция King Crimson в современной культуре заключается в том числе и в том, что они дают людям надежду, что можно существовать всегда (или, по крайней мере, очень долго) – и быть в тонусе. Возможно, среди читателей есть люди, которые следят за группой аж с 1969 года, и с ними любимая группа была всю жизнь: показатель, для 99% музыкальных коллективов невозможный.


Нельзя даже сказать, что магия распространяется на одного Роберта Фриппа – гитариста и идеологического вдохновителя коллектива. В составе и саксофонист Мел Коллинз (Mel Collins), играющий с группой в разные периоды с 1970 года; и басист Тони Левин (Tony Levin), который хоть и появился в составе лишь в 1981 году (какие-то 38 лет назад, подумаешь), тоже далеко не юноша. Стаж остальных музыкантов в группе поменьше: барабанщик Пэт Мастелотто (Pat Mastelotto) играет с перерывами с 1994 года, второй барабанщик Гейвин Харрисон (Gavin Harrison) - с 2007-го, а третий и четвёртый (Билл Рифлин - Bill Rieflin и Джереми Стейси (Jeremy Stacey) – и того меньше.

Глаза вас не обманывают: King Crimson действительно анонсировали турне с четырьмя барабанщиками (когда я последний раз был на их концерте, барабанщиков было ещё три). Такое количество крутых ударников одновременно стало, наверное, главной фишкой звука группы в последние лет десять. Однако предположу, что далеко не всегда они будут стучать одновременно: Рифлин и Стейси вполне могут быть и клавишниками, да и несколько раз случалось так, что кто-то из барабанщиков покидал группу на часть турне по медицинским причинам или из-за занятости в других местах.


За вокал и вторую гитару по-прежнему будет отвечать Якко Якшик (Jakko Jakszyk), который, несмотря на отсутствие выдающихся вокальных данных, вполне подходит для таких больших туров, потому что плюс-минус может исполнять песни разных периодов группы, записанных разными вокалистами.

Что касается сет-листа, можно быть уверенным в том, что Фрипп продолжит стратегию ротации классических песен группы разных периодов. Если посмотреть на концерты осени 2018 года, то в состав «нового блока» вошли Cadence and Cascade, Moonchild, Lizard и Islands. Надолго прижились в сет-листе Red, Easy Money, Starless и еще несколько треков, ну и, разумеется, будет какое-то количество относительно новых вещей (Фрипп пытается избежать разговора об излишней ностальгии) и импровизаций. Часа три качественного прогрессив-рока зрителю гарантированы. Довелось как-то стать участником дискуссии в Фейсбуке относительно того, как относиться к таким монументальным турам King Crimson, несколько десятилетий до этого бывшей группой в общем-то закрытой и загадочной. Лет десять назад один неподтверждённый слух о коротком туре Роберта Фриппа сотоварищи вызывал мурашки и ощущение праздника у тысяч людей по всему миру! А тут вдруг такое дело.

Кто-то считает, что Фрипп пытается гальванизировать живой труп и заработать денег на старости лет; кто-то (и таких большинство) – что наличие подходящих музыкантов позволило ему впервые за 40 лет сыграть важные для него вещи периодов 1969-1975. В эру Эдриана Белу (Adrian Belew) эти песни проникали в сет-листы лишь эпизодически). Я скорее согласен с оптимистами: мне довелось быть на концертах King Crimson в 2015-2016 году, и удовольствие я получил большое, хотя иногда жаль, что с Фриппом не остался работать системно кто-то из действительно мощных вокалистов – вроде Дэвида Сильвиана (David Sylvian).

В любом случае, у Роберта Фриппа есть право делать всё то, что ему хочется; а концерты 2019 года наверняка пройдут при аншлагах: действующих со времён динозавров исполнителей такого масштаба уже почти и не осталось.


King Crimson не были бы King Crimson, если бы они со своей маниакальной склонностью к архивированию всего не выпустили бы к юбилею еще пачку редкостей. На сей раз обещают кроме разнообразных переизданий альбомов и концертов на дисках и винилах также новый документальный фильм, очередное издание книги Сида Смита (Sid Smith) про группу и, разумеется, много всяких юбилейных сувениров разного рода.

Более того, группа даже якобы сделает несколько шагов навстречу цифровым сервисам – сейчас легально прослушать/скачать записи King Crimson вообще мало где можно. Роберт Фрипп, конечно, с большим наслаждением продолжит класть на все эти современные штуки, но что-то, простите за невольный каламбур, обещают всё-таки выложить.


Документальный фильм будет иметь амбициозное название вполне в странноватом синтаксическом стиле группы последних лет: Cosmic F*Kc. Как водится, обещают много уникальных фрагментов, но по законам маркетинга это обещают все, так что посмотрим.

В общем, до встречи на туре. Богатый жизненный опыт мрачно шепчет в ухо, что любой тур может стать последним, однако я лично не удивлюсь, если в 2200 году человечество высадится на Марс, а первый концерт на Марсе на правах почётных гостей дадут сыграть Роберту Фриппу. С двенадцатью барабанщиками.

Автор
Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе