Культурная децентрализация

Город Клин на целую неделю стал мировым музыкальным центром. 
Здесь прошел фестиваль, посвященный музыке Петра Чайковского, со дня рождения которого в этом году исполнилось 175 лет.
Дирижер Рикардо Мути из всех произведений Чайковского выбрал для исполнения на фестивале Пятую симфонию, потому что он любит ее «экстатический финал».

Дом, в котором Чайковский провел последние полтора года жизни, и, где он написал Шестую симфонию, возможно, главное сокровище города Клин. Он превращен в музей Модестом Чайковским почти сразу после смерти композитора в 1894 году, что сделало его третьим музыкальным мемориальным комплексом в мире. До того в Европе успели появиться только музей Моцарта в Зальцбурге и Бетховена в Бонне. Ему удалось остаться целым и невредимым в условиях и революции, и гражданской войны. В Великую отечественную войну он оказался на сорок дней в пределах территории, контролировавшийся немецкими захватчиками, но и тогда ему удалось уцелеть.

Чайковский еще при жизни приобрел всемирную славу, которая с годами только нарастала. На сегодняшний день это самый популярный русский композитор в мире. В России для закрепления его статуса и продвижения его творчества приложил все усилия все тот же Модест Чайковский, написавший трехтомное жизнеописание композитора, которое в дальнейшем послужило основой для создания его идеализированного, адаптированного для публичного восприятия образа просветленного гения. За пределами России Чайковский представал в несколько ином виде. По определению его биографа Александра Понизовского там его воспринимали «страдающим одиночкой в мире, лишенном понимания и терпимости», что также соответствовало внутреннему заказу публики.


Дом, в котором Чайковский провел последние полтора года жизни, стал первым музыкальным мемориальным комплексом в России и третьим в мире.

В конце пятидесятых имя Чайковского было закреплено за международным конкурсом исполнительского мастерства. Это произошло как раз в тот период, когда отечественная музыкальная школа достигла высшей точки развития, ее авторитет был непререкаемым. Конкурс фиксировал эту ситуацию. Благодаря ему влияние советской исполнительской школы распространялась на весь мир. А вместе с ней и влияние музыки Чайковского, которая являлась обязательным элементом репертуара конкурсантов. Исполнение его Первого фортепианного концерта по-прежнему одно из самых сложных испытаний на зрелость в карьере пианиста.

Визиты лауреатов конкурса в город в Клин и символическая посадка деревьев помимо того, чтобы были данью памяти композитора, лишний раз связывали город с его именем в пространстве внешнего паблисити. Оценивая эти события с точки зрения современных технологий продвижения территориального бренда, мы можем говорить о колоссальных инвестициях, которые делались в него на протяжении многих и многих лет. Потенциал этого бренда, пусть и приблизительно, можно оценивать по тому, как место на музыкальной карте мире занимает город Зальцбург, который на сегодняшний день является главным событием года в мире академической музыки, что в немалой степени делает его туристическим центром, и заставляет туда ежегодно приезжать около семи миллионов человек.


Венский филармонический оркестр ради того, чтобы сыграть на фестивале Чайковского был вынужден внести коррективы в свое расписание

Назначение музыкального фестиваля имени Чайковского декларируется его организаторам как возможность для развития города Клин. И это общепринятая практика мобилизации ресурсов для повышения динамики развития тех или иных территорий, которая заключается, в том числе, в более равномерно распределении между ними культурных событий как ресурса, привлекающего внимание публики. Та, в свою очередь, стала более мобильной, и готова покидать центр, чтобы, как минимум, вырваться из привычной обстановки. Фестиваль это отличный повод. Сейчас он, скорее позволяет чиновникам центрировать усилия, ставить четкие цели и достигать их. Речь не идет о том, что уже завтра создать нечто затмевающее своим блеском Зальцбург. Австрийский фестиваль и те дивиденды, которые он приносит городу, для всех, кто принимал участие в организации клинского фестиваля это в первую очередь, ориентир.

Художественный руководитель фестиваля Андрей Головин составил программу, которая должна была создать «первичное завихрение», круги от которого будут расходиться еще долгие годы. Уже сейчас мы можем говорить, что историческое событие произошло. В городе Клин на протяжении недели один за другим выступали музыканты с мировым именем. Приезд Венского филармонического оркестра под руководством Рикардо Мути в подмосковный город уже само по себе является событием, но если к нему добавить такие имена как Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Денис Мацуев на поклонников музыки высочайшего класса это способно произвести сильное впечатление. На фестивале состоялась и своя премьера. В исполнении Кусс-квартета прозвучала дуэт для скрипки и альта «Музыка за гранью памяти» написанный по заказу фестиваля французского композитора Антони Жирара, что также является общепринятой практикой на таких событиях.


Художественный руководитель фестиваля Андрей Головин поставил перед собой задачу привезти в город Клин лучших музыкантов мира.

Оркестр под управлением Владимира Федосеева сыграл Первый фортепианный концерт с американским пианистом русского происхождения Кириллом Герштейном. И это фестивальное событие, которое стоит особняком в общем ряду. Дело в том, что этот концерт прозвучал в так называемой второй авторской редакции. Как выяснилось, тот Чайковский, к которому мы привыкли за много-много лет, не совсем соответствует оригиналу. Это, скорее, Чайковский, адаптированный в соответствии с музыкальными стереотипами, которые бытовали в двадцатом веке. Их хватало Чайковскому и при жизни. Тот самый Первый фортепианный концерт, как мы знаем из его писем, был встречен с неприязнью современником композитора, одним из лучших пианистов того времени Артуром Рубинштейном. Потребовалось некоторое время, чтобы он пришел от него в восторг.



На фестивале были представлены четыре тома полного собрания музыкальных сочинений Чайковского. Музыкальные текстологи, музыковеды, издатели ставят перед собой задачу ни больше, ни меньше: вернуть миру подлинного Чайковского. Объем издания, которое должно включать в себя все авторские редакции тех или иных произведений, может превысить 110 томов. Одно только «Лебединому озеру», оснащенному справочному аппаратом, понадобится три тома. Это работа, которая может продлиться полвека и больше. Одна из проблем, о которой говорят музыковеды: уменьшение количества обязательных произведений Чайковского, которые звучат на конкурсе его имени, а если они и звучат, то велика вероятность, что исполнителю может попасться искаженная редакция. Главным виновником их появления считается концертирующий пианист и дирижер Александр Зилоти, который еще при жизни редактировал произведения Чайковского, делая в них купюры ради внешнего эффекта.


Чайковский – самый популярный русский композитор за рубежом

Концерты проходили в зале музея Чайковского. Он вмещает в себя около трехсот человек. При этом открытие и закрытие фестиваля транслировались на экран, который был установлен на одной из центральных площадей города. Строится еще один зал, предназначенный для детской музыкальной школы. Он будет вмещать в себя в два раза больше слушателей. С его введением в строй в этом году торопиться не стали, объясняя это самым начальным этапом превращения фестиваля в событие, когда важна не массовость, а правильное построение его образа и всевозможных коммуникаций, в том числе, внутри музыкального мира. По замыслу организаторов фестиваль будет проводиться ежегодно, с каждым разом набирая новые обороты. Это не значит, что каждый в Клин будет происходить музыкальный звездопад, аналогичный тому, который произошел в этом, юбилейном году. По словам чиновников, они всерьез нацелены на постепенное развитие туристической и транспортной инфраструктур, которые, в конечном счете, должны сделать Клин максимально доступным и удобным для неограниченного количества туристов.
Автор
Вячеслав Суриков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе