Музыка их связала

В июле этого года супруги Степан и Юлия Вишневские отметят 43-ю годовщину совместной жизни Суть семейных отношений Степана и Юлии Вишневских можно выразить одним словом – спелись голубчики. Точнее – сыгрались, потому что оба они – профессиональные музыканты.

Юлия Ивановна играет на домре в русском народном оркестре Дома культуры «Радий», которым много лет руководил Степан Иванович, по музыкальной специализации – балалаечник. Сейчас бразды руководства коллективом он передал дочери Кристине, оставив за собой право «совещательного голоса». В том же коллективе играет сын Вишневских Иван. Он вообще человек-оркестр: окончил музыкальную школу по классу фортепиано, самостоятельно освоил контрабас и ударные. А игре на балалайке выучился у отца, когда под стол пешком ходил: дети музыкантов, как и отпрыски артистов, «обречены» на творческую обстановку с пелёнок. Правда, в детстве Иван обижался на отца за излишнюю строгость на репетициях, а став взрослее, пенял ему на… мягкость характера: «Вы что, не могли меня заставить по-настоящему?»

 

– Сейчас Ваня у нас – палочка-выручалочка, – гордятся первенцем Вишневские. – Нет ударника – Ваня, поиграй; уехал в отпуск контрабасист – сынок, сегодня концерт, играешь партию контрабаса.

В жёны Иван Вишневский взял воспитанницу оркестра Наташу, чтобы не нарушать семейных традиций, шутят Вишневские-старшие: ведь и сам Степан Иванович когда-то присмотрел свою будущую супругу Юлию именно на репетициях оркестра.

И внуки у Вишневских торят ту же музыкальную дорожку: внуки Ваня и Юля окончили музыкальную школу, сейчас на равных с бабушкой, дедушкой и родителями играют в оркестре. Маленький Вася пока осваивает ударные, ходит в танцевальную студию.

Было бы просто грешно не связать такие разносторонние музыкальные дарования не только семейными, но и профессиональными узами, а потому все Вишневские с чадами и домочадцами организовали семейный ансамбль «Балалайка» (это помимо общей занятости в русском народном оркестре ДК «Радий»). «Балалайка» оказалась столь хороша, что их специально пригласили в Англию играть для самой английской королевы, когда венценосная особа гостила в столице графства Девоншир городе-побратиме Ярославля Эксетере. К слову, именно благодаря балалаечным талантам семьи Вишневских многие жители Туманного Альбиона впервые имели счастье познакомиться с русским инструментом, а некоторых это знаком­ство так далеко завело, что они, подучившись на мастер-классах у Вишневских, создали соб­ственный ансамбль русских народных инструментов Russian Balalayka, который с успехом выступает в лучших концертных залах Лондона.

История семьи Вишневских столь увлекательна, что впору записывать семейные хроники и снимать кино. А начать надо с того, что Степан Вишневский (изначально фамилия писалась через букву «ё», потом две точки над буквой «е» потерялись из-за невнимательности паспортистки) родом с Западной Украины, из-под Тернополя. Украина была оккупирована

немцами, когда Степан должен был появиться на свет. Его мама, будучи уже на сносях, возвращалась домой из соседней деревни. По пути её догнал автобус с шумной компанией немецких солдат. Автобус остановился, офицер любезно предложил женщине подвезти её.

– По дороге солдаты пели, играли на мандолине, а когда остановились у нашего домика, то офицер, помогая «фрау» выйти, неожиданно протянул ей мандолину со словами: «Ваш сын будет музыкантом». И мне ничего не оставалось делать, как выполнить этот наказ, – с удоволь­ствием рассказывает удивительную историю Степан Иванович.

Но музыкантом он стал не только поэтому. Ему в жизни встретились удивительные учителя: сначала петербуржец Павел Архипович Базулев, потом Евгений Владимирович Журавлёв, за которым Степан, не раздумывая, поехал аж на Урал, в Нижний Тагил. Учился в музыкальном училище, работал в оркестре, потом служил в армии и снова – музучилище. Юлия Ивановна смеётся, что Степан учился в училище столько лет, что другой бы консерваторию успел окончить. Зато именно в училище он повстречал свою суженую – Юлию Ивановну. Что эта смешливая девчонка – именно та, которую он ждал всю свою жизнь, Степан понял сразу, в первое же мгновение. Да и Юлия никогда не сомневалась в правильности своего выбора. Сердце не обманешь.

Степан Вишневский уже тогда, с начала совместной жизни с молодой женой, заразил своей страстью к музыке и игре на народных инструментах всю семью Юли, у которой было пять сестёр. И хоть ни одна из них никогда не имела никакого отношения к музыке, под руковод­ством Степана Ивановича в самое ближайшее время все они уже вполне сносно тренькали.

Всё было замечательно в Нижнем Тагиле, кроме экологии. А потому, когда представился случай – появилась вакансия руководителя оркестра народных инструментов в ДК при ярославском радиозаводе, семья Вишневских переехала в Ярославль. Здесь всё пришлось начинать с нуля: после прекрасной двухкомнатной квартиры на Урале семья вновь ютилась в общежитии, после царских хоромов нижнетагильского Дома культуры, отделанного малахитом и мрамором, репетиции проходили в небольшой комнатке местного ДК, да и оркестр пришлось набирать из местных подростков-шалопаев, про которых даже директор школы отзывалась: «Они же уголовники!»

– Однако уже через полгода эти сорванцы играли вальс «Грёзы» на областном конкурсе и удостоились диплома третьей степени. Многие из них годы спустя подходили и признавались при встрече, что время, проведённое ими на репетициях оркестра, было самым лучшим в их жизни, – вспоминает Степан Иванович.

Больше четырёх десятилетий супруги Вишневские вместе – растят детей и внуков, дарят им и сотням чужих детей счастье знакомства с удивительным миром музыки и, главное, как в молодости, любят друг друга.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе