«На фоне харизмы Курехина БГ и Макаревич значительно блекнут»

Александр Липницкий о творчестве Сергея Курехина и его отношениях с людьми

В этом году композитору-авангардисту и джазовому музыканту Сергею Курехину исполнилось бы 60. Рок-журналист Александр Липницкий рассказал «Московским новостям» о курехинской харизме, хейрономии и о том, что сегодня связывает киевлян и «Ленина-гриба».

— Курехин был действительно самородком или и у его экспериментов есть музыкальные корни?

— У нас страна, где люди ленивые и нелюбопытные. Если про Фрэнка Заппу написаны десятки книг, то про равнозначную ему фигуру Курехина почти ничего. В какой-то степени Фрэнк Заппа с его Mothers of Invention во многом предвосхитил «Поп-механику», и Курехин, как персонаж, очень внимательный и начитанный в отношении мировой истории музыки, естественно, активно использовал опыт своих предшественников. Он прекрасно знал про невежество отечественного зрителя и слушателя и про то, что деяния Mothers of Invention абсолютно не известны в России, — некоторые вещи он просто заимствовал и развивал. Деятельность Курехина была встречена с восторгом и тихим ужасом, музыкантами официальными вообще в штыки, так же как традиционными музыкантами воспринималось творчество Заппы в Калифорнии, а потом по всей Америке.

— В чем главная провокация Курехина?

Сергей Курехин, несмотря на то что его творчество было авангардным, умудрялся выступать в приличных залах

© ФОТО из личного архива Николая Дмитриева/longarms.ru

— Это скорее сумма нарушенных табу, в первую очередь глумление над традиционными культурными ценностями. Разрушение было вообще его принципом наряду с постоянным желанием действовать. Из опыта великих известно: чтобы искусство существовало, оно должно все время разрушать устои. Курехинское разрушение происходило не исподволь, как иногда у художников или писателей, таких как Пелевин и Сорокин, революционность которых очень медленно доходит до русского читателя. Все случилось в одночасье, и каждый концерт «Поп-механики» был как взрыв. «Желательно, чтобы было как можно больше знаменитостей на сцене», — говорил Курехин в расчете на большой и неоднозначный резонанс от концертов. Провокативность музыканта усиливали мультимедийные средства, которые как раз в то время начали прочно входить в быт людей. Все распространялось на видеокамерах и сотнях фотопленок, поэтому любой писк «Поп-механики» становился известным сразу в двух столицах, но не дальше МКАД. Заппу и Mothers of Invention тоже плохо знают в «остальной» Америке, потому что в американской глубинке все наплевали на авангардистов и слушают ZZ Top. То же и с Курехиным, только у нас и глубинка больше и глубже.

Жители Киева сбрасывают статую Ленина и бьют по ней молотками, телезрители старшего возраста уже не испытывают животного страха, потому что Ленин — «гриб»

— Кола Бельды пел «Увезу тебя я в тундру» с «Поп-механикой». Как Курехину удавалось склонять к сотрудничеству с авангардным коллективом советских звезд эстрады?

— Это харизма. Если уж говорить о ком-то, то это слово прямо-таки ассоциируется с Курехиным. На фоне харизмы Курехина БГ и Макаревич значительно блекнут. Курехин мог уболтать кого угодно даже в такие реакционные времена, как первая половина 1980-х. Он умудрялся выступать в довольно приличных залах в Питере, притом что это были страшно авангардные выступления с акробатикой и дикими зверями. Тогда даже «Машине времени» не давали выступать в Москве, а они уже шесть лет как гастролировали по всему СССР. Между тем «Поп-механика» выступила в Москве дважды, но Курехин считал, что этот город не для его творчества: столица любит готовый продукт, а не импровизационный, какой еще нужно прожевать. Москва была оплотом коммунизма, там готовились к олимпиаде, и, по мнению руководителей советской культуры, всякая «шваль» там не могла ошиваться. Питер считался просто провинцией, поэтому Курехин — это музыкант, чудом обретший известность в двух столицах. С его задумками ему хорошо бы жилось сейчас, в эпоху расцвета медиа и информационной революции.

— Как оценивали талант Курехина его современники по сцене?

— Владимир Волков и Вячеслав Гайворонский, которые с конца 1970-х были главными звездами наших джазовых фестивалей, поддерживали Курехина. Как и многие другие корифеи, они видели в нем какое-то зерно, некую тропинку в будущее, потому что Курехин являлся профессионалом — таким, который не имитировал традиционные ценности, но занимался творчеством для себя, а не для своего кармана. Несомненно, Курехин попадал в поле зрения таких музыкальных деятелей, как Шнитке и Губайдуллина, и людей вполне традиционного и даже совсем эстрадного толка. Например, Алла Пугачева неоднократно восторгалась талантом Курехина и «Поп-механикой», просто они не совпали в совместной деятельности. Можно себе представить резонанс, который бы вызвало их выступление с Аллой Борисовной.

— Курехин снял «Ленин-гриб», еще не зная о том, что мокьюментари будет одним из популярнейших жанров 2000-х. Как это могло случиться в 1991-м?

— Они с журналистом Сергеем Шолоховым и режиссером Сергеем Дебежевым, которые поддержали идею Курехина, действительно были новаторами: «Гриб» показали в «Пятом колесе» по телевидению. Удивительно, как это пропустили?! Курехин делал это для себя, не пытаясь произвести революцию в кинематографе, но реализовал провокационную историю, которую люди смотрят 20 лет спустя. И сегодня, когда в новостях показывают, как жители Киева сбрасывают статую Ленина и бьют по ней молотками, телезрители старшего возраста уже не испытывают животного страха, потому что Ленин — «гриб». Их к этому подготовил акт Курехина.


Рок-журналист Александр Липницкий

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

— Кто-нибудь из партийных работников видел «Ленина-гриба»?

— Конечно, но ничего не предъявляли. Думаю, время уже было такое, когда можно было говорить. Наверное, те люди, которые в августе 1991-го пытались совершить государственный переворот, занесли Курехина в первую пятерку черного списка, если таковой существовал, во всяком случае, у власти давно чесались руки «интернировать» его от общества: тогда он всех порядком достал.

— Как Курехин, являясь представителем непонятного авангарда, общался с управляющими структурами, устраивал концерты, выпускал пластинки?

— Он исключительно мастерски очаровывал работников органов культуры — каждый раз это был перформанс. Он умел так нравиться, как никто. В СССР тогда на среднем уровне всем заправляли женщины, наверху, в Политбюро, сидели отмороженные дяди. Вот этих русских тружениц он умел обрабатывать.

— У Курехина была необычная манера дирижирования, ее сравнивали с хейрономией.

— Этот термин употребил Дмитрий Ухов — знаменитый джазовый искусствовед. По его словам, это — абсолютно шаманская техника управления окружающей средой. В языческом мире с помощью хейрономии вызывали духов, управляли племенем и исцеляли, и Курехин этот дар каким-то образом перенял у предков. Его слушались разные артисты, музыканты, партработники и разные виды флоры и фауны, которые участвовали в концертах коллектива.

Сергей Курехин был самым ярким революционером нашего поколения

— В вашем фильме есть кадр, где поет дочь Курехина, Лиза. Она тоже сочиняла и исполняла музыку?

— Елизавета один раз спела песню на эстраде, выступила на одном из первых фестивалей памяти своего отца, а через несколько месяцев погибла при трагических обстоятельствах. Я, к счастью, стал свидетелем ее единственного выступления. Лиза была очаровательной девушкой, и можно было сказать, что у нее все впереди. Та песня, которую она написала и исполнила — вполне традиционная песня в стиле поп. Я случайно включил камеру, не зная, что Лиза там будет выступать, это было в фойе Ленинградского дворца молодежи.

— Как творчество «Поп-механики» оценивали профессионалы?

— С точки зрения музыки к Курехину всегда было много претензий со стороны именно хранителей традиционного знания. Когда я снимал интервью, я расспрашивал его первого профессионального учителя в джазе Анатолия Вапирова — знаменитого саксофониста (Курехин выступал в составе квинтета Вапирова, это был 1978 или 1979 год, как раз тогда ему на наших глазах стало впервые плохо с сердцем в конце концерта). И Вапиров посетовал в этом интервью: «Очень жаль, что у Сережи не хватило усидчивости и серьезности, у него были блестящие способности к музыке». И так к Курехину относились все мэтры советского джаза. Еще они могли добавить: «Вы ставили пластинки «Поп-механики». Разве это можно слушать? Вот нас и Дюка Эллингтона — можно, а Курехина с его какофонией — вряд ли». Любители экспериментов, такие как Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский и Александр «Фагот» Александров и другие, конечно, скажут вам, что как раз среди главных задач у новаторов в музыке — разбивать барьеры. Одна из первых пластинок, вышедших за рубежом с участием Курехина на лейбле Leo Records, кстати, так и называется — The Ways of Freedom — это то, чем занималась «Поп-механика» — поиском свободы. На это вам возразят: разве все наследие мировой культуры достойно разрушения? Вспомнят печальные уроки Великой Октябрьской революции, но тем не менее люди могут существовать без революции: такова наша природа. И Сергей Курехин был самым ярким революционером нашего поколения.

Соня Шпильберг

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе