«Не хватает похорон советской эстрады»

Илья Лагутенко рассказал о новом проекте «Горностай» и его дебютном альбоме


«Тем, кто говорит, что русская музыка умерла, что она не живет, мне хочется просто предложить попробовать ее послушать», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который на днях представил дебютный альбом своего нового музыкального коллектива «Горностай».


ВЗГЛЯД: В комментарии к альбому вы объясняете, что Горностай – это такое место во Владивостоке, где прекрасные пляжи соседствуют со свалкой. То есть исходная идея «Горностая» – соединение несоединимого или союз как бы далеких друг от друга творческих единиц?


Илья Лагутенко: Да, «Горностай» теперь нам видится как некого рода кратер, в который попадают идеи, музыканты, таланты со всех краев страны. У нас есть Дальний Восток, есть столица, есть средняя полоса, люди шли отовсюду. Мы пришли к выводу, что правильнее было бы называть «Горностай» даже не музыкальной группой, а способом проведения времени.


ВЗГЛЯД: «Горностай» для вас – продолжение «Мумий Тролля» или альтернатива ему? Если есть принципиальное отличие «Горностая» от «Мумий Тролля», то в чем оно?


И. Л.: В современной архитектуре есть понятие «джентрификация». Очень популярное решение во многих мировых столицах и даже в сегодняшней Москве – реконструкция и обновление строений в индустриальных городских кварталах либо согласно программе запланированного городского восстановления, либо в результате решений, принимаемых профессионалами и управляющими. Так вот, «Горностай» – концепция с точностью наоборот. Я помню, был период, когда в Пекине стирались кварталы с лица земли и там заново строились все коммуникации, дороги, инфраструктура. «Горностай» – проект именно такого плана. Сделанный с нуля и совершенно другими людьми. Тут даже не коммерческий фактор важен, а установка в мозгу у тех или иных творческих единиц.


ВЗГЛЯД: Как сложился коллектив?


И. Л.: Все люди, которые работали над проектом, никогда не собирались вместе. Процесс состоял исключительно из пересылки файлов, стихов и мелодий. Я тут больше выполнял функции продюсера альбома, а Паша Шевчук – аранжировщика. География всего этого была предельно широкая – от автора стихов из поселка Рыбачьего, недалеко от той самой дальневосточной бухты Горностай с городской свалкой, которая дала название проекту, до ребят из Евпатории, которые проживают рядом с бывшим ядерным реактором. Учитывая, что потом к нам присоединились ребята из городов, что как раз по центру: из Перми и Екатеринбурга, – выходит, что у нас все получилось достаточно равномерно и очень органично. В рамках нашей страны.


ВЗГЛЯД: А каков концертный состав «Горностая»?


И. Л.: На сегодняшний день основным вокалистом является Лео Штительман из владивостокской панк-группы «Туманный стон», на гитаре играет молодой вундеркинд Антон Опарин, Саша Гагарин из «Сансары» – на барабанах, а на клавишных – дуэт Mars Needs Lovers, так что это настоящая супергруппа!


ВЗГЛЯД: Аранжировщик Павло Шевчук говорит о «внезапности и простоте» этой работы. Но кажется, что песни «Горностая» – это все-таки не очень простая музыка. Более того, этот альбом вряд ли правильно считать чисто развлекательным. Что вы можете сказать о такой слушательской реакции?


И. Л.: Мы обсуждали самые разные идеи, и одна из них, действительно, заключалась в том, чтобы сделать этот альбом псевдосоциальным. Я понимал, что громкое название диска – «Воздух Свободы» – может обеспечить ему успех еще до собственно прослушивания. Потому что про эту социальность сейчас очень много говорится, и при этом ничего не происходит. Отчасти юмор, отчасти мне хочется проверить реакцию всех этих социально озабоченных слушателей. Есть ли они на самом деле, или это как в одесском анекдоте: «Шо вы? Це ж пустые разговоры!»


ВЗГЛЯД: Откуда вообще взялось название «Воздух Свободы»? Спонтанно появилось?


И. Л.: Это термин из лексикона ныряльщиков-подводников, «морских котиков» – он относится к тому моменту, когда можно активировать торпеду и выплывать на поверхность.


ВЗГЛЯД: Альбом целиком доступен в Сети благодаря его появлению среди новинок популярного портала, на котором при публикации музыкального контента реализуется принцип факультативной оплаты. Устраивает ли вас этот, так сказать, «сетевой коммунизм» в области дистрибуции?


И. Л.: Я не верю, что среднестатистический потребитель музыки в России предпочитает платить, нежели получать песни на шару. Но первые платежи от портала, поступившие на счет «Горностая», заставляют меня  в это поверить.


ВЗГЛЯД: В одной из песен упоминается «Ютьюб». Как вы чувствуете себя в мире, где источником музыки для слушателя уже преимущественно является необозримый, неструктурируемый и не поддающийся иерархизации Интернет? По-вашему, музыка в России переживает подъем или упадок? Чего лично вам в ней не хватает?


И. Л.: Тем, кто говорит, что русская музыка умерла, что она не живет, мне хочется просто предложить попробовать ее послушать. Я знаю, о чем говорю, у нас множество прекрасных молодых групп и команд, которые делают превосходную музыку: NRKTK, Padla Bear Outfit, Cheese People, «Обе Две», много кто еще. На самом деле, не составляет даже большого труда следить за этой стороной музыкальной жизни страны – есть замечательные каналы и порталы. Даже группа «МТ» вносит свой вклад: наш портал ikra.tv и канал на «Ютьюбе» открыты для всех. А вот чего мне не хватает – это громких похорон советской эстрады.


ВЗГЛЯД: Что теперь будет происходить с группой «Мумий Тролль»?


И. Л.: «МТ» – может быть, самая активно гастролирующая группа страны, причем не только дома, но и за рубежом. В следующем году мы планируем не только записать новый альбом на борту корабля во время пересечения океана, но и посетить страны Азии, Скандинавии и даже континент Австралию.


ВЗГЛЯД: Песня «Полночь – нет никого» – это шутка? Пародия? Ностальгическое воспоминание о временах дворового музицирования?


И. Л.: Мой соавтор в этом феерическом дуэте Дима Плошко, автор нескольких текстов в проекте, к сожалению, трагически погиб и не дождался выхода альбома, однако песня настолько искренняя и по-хорошему ностальгическая, что я не мог не включить ее в альбом.


ВЗГЛЯД: В «Горностае» есть элементы электроники. В свое время «Мумий Тролль» стал прорывом именно в области живой музыки. А «Горностай», по-видимому, принципиально смешанный проект?


И. Л.: В супергруппе все только с приставкой «супер» – все участники проекта по-своему кудесники от музыки, как она распорядится нами, так и будет.


Кирилл Решетников

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе