Neue Vocalsolisten Stuttgart превращают урчание в животе в искусство

Немецкий ансамбль камерной музыки продемонстрировал неизвестные многим возможности голоса.

В очередной раз в Москве дал концерт немецкий коллектив Neue Vocalsolisten Stuttgart. Артисты прибыли не только с блестящей программой, но и с образовательной миссией и преподали мастер-класс молодым российским композиторам и вокалистам. Neue Vocalsolisten Stuttgart — один из немногих камерных ансамблей, исполняющих сочинения не просто современные, а ультрасовременные, написанные композиторами специально для коллектива.

Выступление Neue Vocalsolisten Stuttgart — особое таинство.

© Нина Сизова. Пресс-служба проекта "Платформа"

Интересно, вызвал бы Бах экзорциста к ученику, принесшему партитуру, испещренную значками без обозначения высоты? Мы также не узнаем, посоветовала бы Мария Каллас полечить голосовые связки Бьорк. Времена и нравы заметно повлияли не только на образ современной музыки, но и на стиль исполнения, а партитура приобрела совершенно немузыкальный вид. Несмотря на прорыв, совершенный композиторами в последние 50 лет, в мире до сих пор немного профессионалов, способных выводить посредством голосовых связок не только привычные рулады, но и другие звуки, в которых, по мнению их создателей, куда больше экспрессии и выразительности. Исполнители шагают в ногу с передовыми авангардными идеями, а ксероксы, тем временем, печатают опусы, в которых привычные нотные знаки растворились в космосе условных обозначений.

Neue Vocalsolisten Stuttgart за свою почти 30-летнюю историю установил исполнительский эталон для камерно-вокального авангарда. Ансамбль вырос на базе безупречного академизма, утвердил новую исполнительскую колу и объяснил зрителю семантику театра без декораций и остальных, привычных ему, атрибутов. В этом коллективе каждый певец — актер, который искусно оперирует эмоциями, используя непривычные способы обращения с голосом — это, впрочем, нередко предписывает и сам композитор-авангардист.

Несколько певцов кашляют, шипят, икают, рычат, кричат петухами по нотам, спорят в каких-то рискованных для своих голосов тесситурах и кривляются почище самых знаменитых комиков. И это не плохо — это восхитительно

Выступление Neue Vocalsolisten Stuttgart — особое таинство. Главные герои этих вокальных спектаклей — голоса и эмоции, здесь нет никакого предписанного содержания, академической монументальности и мелодичности. В коллективе из Штутгарта семь участников, но на сцене они появляются в разных составах в зависимости от того, сколько требует произведение и автор. Неподготовленный зритель будет, как минимум, удивлен: несколько певцов, включая весьма привлекательную блондинку (по имени Сара, как выяснится позже), колоритного баса и молодого контртенора с внешностью и повадками Джима Керри, кашляют, шипят, икают, рычат, кричат петухами по нотам, спорят в каких-то рискованных для своих голосов тесситурах и кривляются почище самых знаменитых комиков. И это не плохо — это восхитительно. Даже урчание в животе эти люди могут превратить в искусство. При этом все, что ни делают, благословлено академическими институтами, которые веками нарабатывались в Европе, а произведения пишутся специально для коллектива авторитетными современными композиторами.

В Москве коллектив уже второй раз, в 2007 году Neue Vocalsolisten Stuttgart участвовали в Биеннале современного искусства и выступали в Доме Музыки. В этот раз на камерной площадке «Платформы» выступление ансамбля было более уместным, органичным. Вершиной концерта стал вокальный секстет «Слушайте. Люди» Карлхайнца Штокхаузена, затейливая инсценировка которого заключалась в плавном передвижении певцов по периметру зала. В руке каждый держал планету – это дань метафизической и космической направленности последних периодов творчества Штокхаузена. Прозвучала пьеса «А-Ronne» итальянца Лучано Берио, написанная в 1974 году, и «Внутренняя империя Часть I: они упустили всех зверей» Кристофа Огирмана, 2011-го года.

Кристоф Огирман усилиями собственных голосовых связок продемонстрировал, как звучит «поломанный» цифровой файл, и был явно доволен премьерой своего сочинения в России

Огирман прилетел в Москву вместе с певцами и пояснил, что к картине Линча сочинение никакого отношения не имеет, оно про другую «внутреннюю империю». Про ту, что находится в глотке и без конца взаимодействует с миром — это человеческий голос. Еще Огирман продемонстрировал, как звучит «поломанный» цифровой файл усилиями голосовых связок и был явно доволен премьерой в России. Сама «Внутренняя империя» не только звучала новаторски, но и выглядела не менее свежо: на пюпитрах вместо нот лежали сэндвичи, которые с хрустом поедались солистками прямо перед микрофоном, и обильные крошки с ломтями салата на их концертных нарядах тоже были частью нетривиального сценического действа. И, конечно, звук — тут эмоциональные возможности такого инструмента, как голос, очевидным образом превзошли сами себя. Надо думать, что для сэндвичей и «чавканья» в партитурах также нашлись замысловатые обозначения.


Желающих поучаствовать в мастер-классе немецкого коллектива нашлось немало

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Мастер-класс

Neue Vocalsolisten Stuttgart впервые делились своим уникальным исполнительским опытом в Москве. Желающих поучаствовать нашлось немало — накануне молодые композиторы и вокалисты прислали певцам партитуры и заявки на участие в мастер-классе. Штутгартцы радушно приняли все, были крайне организованы, и на репетицию явились вовремя, прямо с чемоданами в связи с приближавшимся отъездом. Зрителей не оказалось — все были участниками, певцы в «штатском», немного уставшие после вчерашнего концерта, и в круг усевшиеся композиторы, вокалисты, театралы. Все были «в теме», аутсайдеров не нашлось, разговор шел на профессиональном языке — это лишний раз подтвердило статус этого уважаемого коллектива, который умеет отличать алеаторику от битбокса. На что справедливо укажет в одном из предложенных произведений несколькими минутами позже.

Новая методика репетиций могла бы стать большим сюрпризом для приверженцев русской консервативной школы, где слово композитора считается непоколебимым

Певцы обратились к лежащим перед ними партитурам — это несколько сочинений молодых авторов, в том числе преподавателя МГК им. П.И. Чайковского Владимира Горлинского, Сергея Хисматова, Анны Корсун и других. Первое, с чего коллектив начинает работу — это объяснение всех «фишек» самим автором. Каждый разбор проходит в тесном общении композитора и вокалистов, они договариваются, обмениваются вариантами исполнений, приходят к консенсусу. Или не приходят — певец имеет полное право критиковать сочинение, если обозначения не удобны или автор в какой-то момент забыл о предельности возможностей человеческого голоса. Этот подход, думается, мог бы стать большим сюрпризом для приверженцев русской консервативной школы, где слово композитора считается непоколебимым.


Певцы обратились к лежащим перед ними партитурам — сочинениям молодых авторов

© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Произведение Корсун, кажется, вызвало особые симпатии, немцы назвали его «Поцелуйной симфонией» за то, что по большей части оно исполняется причмокивающими губами. Сара, высокое сопрано, дала урок пения студентке Московской консерватории, а ровно в два часа у входа Neue Vocalsolisten Stuttgart уже ожидало такси в аэропорт. Что тут скажешь — настоящие пунктуальные немцы. Все в их жизни, как по нотам.

Краткий словарь на тему

• Алеаторика — формалистический метод музыкальной композиции, утвердившийся в музыкальном искусстве во 2-й половине ХХ в. и предполагающий незакрепленность, случайное сочетание звуков в сочинении, а также одновременную несогласованность игры в процессе его исполнения.

• Контртенор (англ. countertenor) — высокий мужской голос, диапазон которого эквивалентен женскому контральто и меццо-сопрано. Основной способ звукоизвлечения — фальцет. Термин «контртенор» был впервые употреблен в 17 веке в Англии. Не путать с кастратами.

• Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка, написанная для небольшого состава исполнителей и предназначенная для звучания в небольших помещениях. Истоки камерной музыки восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам.

• Тесситура (итал. tessitura — ткань) — термин, определяющий высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Различают среднюю, низкую и высокую тесситуру. Соответствие естественным возможностям певческого голоса или музыкального инструмента (то есть – диапазону) является необходимым условием полноценного художественного исполнения.

• Лучано Берио — итальянский композитор-авангардист, основатель экспериментальной «Студии музыкальной фонологии», сотрудничавший с Джоном Кейджем и Карлхайнцем Штокхаузеном. Берио был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. В 1972 году вернулся в Италию, параллельно являлся директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже. В 1987 году основал во Флоренции центр электронной музыки «Темпо Реале», был почётным композитором в Гарвардском университете. Берио занимался поисками новой акустической среды и музыкальной текстуры, использовал серийную технику и экспериментировал с электроникой, соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи.

Соня Шпильберг

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе