Новый альбом Rammstein разжег ненависть и любовь

Rammstein — Rammstein — 2019.
Вышел новый и долгожданный альбом группы Rammstein, незамысловато названный именем самой группы, анонсированный ранее мощными клипами на синглы Deutschland и Radio.
© youtube.com


Клипы собрали миллионы просмотров и вызвали бурные обсуждения. Политика, идеология, социальное неравенство, свобода слова — куча затронутых тем клипов не оставили в стороне даже тех, кто не следит за многолетним творчеством коллектива из Германии.

Rammstein добился такого скандала, как ранее происходило только после клипа Stripped, выпущенного в 1998 году. В том клипе были показаны кадры из документального фильма «Олимпия» режиссёра Лени Рифеншталь, который признавался одним из наиболее ярких примеров пропаганды национал-социализма в Германии того времени.

После того клипа участников группы обвиняли в симпатиях к идеям национал-социализма. Rammstein временно прекратил исполнять ту песню и даже не выкладывал клип на своём YouTube-канале. Но перед самой премьерой нового альбомы группа выложила тот скандальный клип на своём канале, а за ним вышел и небольшой документальный ролик, посвящённый разбору этого клипа.


После клипов Deutschland и Radio скрывать Stripped просто уже не имело никакого смысла.

Уровень критики современного общества, который был предложен в этих работах, просто зашкаливал. В Германии снова поднялись волны возмущений, некоторые из которых призывали даже запретить эти клипы.

Появилось стойкое ощущение, что Тиль Линдеманн со своими коллегами решили выплеснуть в новом альбоме все свои социальные, политические и идеологические претензии, накопившиеся у них за последние десятилетия.

Невероятная смысловая плотность текстов дополнялась ещё большей плотностью самих клипов. Буквально в каждом кадре присутствует смысловая нагрузка — аллегории и яркие образы стреляют в зрителя буквально каждую секунду. Вполне вероятно, этот альбом станет жирной точкой на их творческом пути. После такого сделать что-то ещё более важное, серьезное и основательное будет очень сложно.

DEUTSCHLAND — прима всего альбома. Самая мощная, самая насыщенная, самая глобальная. Клип и песню уже разобрали сотню раз. Чтобы понять, что хотели донести до нас авторы, нужно было разбирать клип буквально по стоп-кадрам. Но эта песня всё-таки, в первую очередь, о патриотизме. Хотя исполнитель песни доказывает, что есть много причин не любить Германию, но он все равно её любит.

В песне есть слова о Германии — «Will dich lieben und verdammen» (Хочу любить и проклинать тебя). Эти слова центровые и для клипа, и для песни. Автор не хочет смерти Германии, именно поэтому он видит все беды, проблемы, все ошибки в прошлом и в нынешнем времени, он осознает и переживает их. Песня Deutschland показывает нам здоровый патриотизм — не слепое чувство, с помощью которого государства всего мира манипулируют людьми, а ту истинную любовь к своему Отечеству, пропущенную через призму критики и сожалений.


Кадр из клипа на песню DEUTSCHLAND
© youtube.com


Здорово, что создатели клипа наплевали на политкорректность при создании этих работ. Мы бы не увидели мощных кадров, когда поднимается, например, демографическая проблема и проблема с мигрантами — Германия в образе чернокожей девушки рождает щенков. Щенки — символы чужих. Для кого существует современная Германия? Для своих людей или для чужих? Клип не наполнен оптимизмом, ведь в конце в космос отправляется гроб, который олицетворяет если не современную Германию, то, как минимум, тот образ этой страны, к которому стремилось поколение Тиля Линдеманна.

RADIO не только про свободу слова, плюрализм мнений и авторитарные режимы, но и про непреодолимую дистанцию, существующую между современными государством и обществом, а также про право государства на цензуру. В конце клипа есть кадры, снятые под красными флагами Евросоюза — намёк на то, что Евросоюз использует в своей работе авторитарные методы, характерные для стран восточного блока.

Намёк на то, что государства, которые ещё недавно противопоставляли себя авторитарным режимам восточного блока, победив его, стали и сами использовать их методы.

В разных кадрах сами музыканты группы представляют себя голограммами, которые невозможно остановить — ни государству, ни обществу. Музыканты рассчитывают на то, что их песни будут вызывать бурные обсуждения, будут звучать призывы к цензуре, но они готовы пройти эту дорогу до самого конца, чтобы донести все свои мысли до своих зрителей.

AUSLÄNDER про миграционный кризис, остро ощущающийся не только в современной Германии, но и во всём Евросоюзе. Само слово Ausländer означает иностранца, но с негативным и даже пренебрежительным оттенком. Если переводить на русский, то можно сопоставить его со словом «понаехавший». Rammstein подаёт эту тему с провокационной точки зрения, преподнося иностранца как человека, приехавшего завоевывать местных женщин.

В этой песне куча аллегорий и отсылок. Женщина в этой песне представляет из себя Германию, которая принимает к себе чужих, делая это безотказно и без разбора. В конце песни слова «Иди ко мне, я сделаю тебе хорошо» — это слова мигранта, обращенных к Германии. Приехавший иностранец представляется чем-то временным и сиюминутным. Мигранты не могут стать основой будущего страны. Мигранты могут быть дополнением, но не стержнем страны. Мигранты сиюминутно решают проблему нехватки рабочей силы, но даже в среднесрочной перспективе дарят множество нерешаемых социальных проблем.


Кадр из клипа на песню RADIO
© youtube.com


ZEIG DICH не оставляет нам каких-то двойных прочтений, она открыто критикует современную религию и современную церковь. Политиков в рясах обвиняют в том, что они «громогласно раздают обещания», «объявляют о преследовании» и «совершают преступления». Упоминают и надругательства над детьми. Но «ангелов нет, когда они нужны» и «ни один Бог не показывается», когда он нужен. В строчках песни можно прочитать разочарование, которое исходит по отношению к современной церкви.

PUPPE — остросоциальная и с очень мощным исполнением песня. Нам рассказывают историю мальчика, который живет с сестрой, работающей проституткой. Из-за переживаемого мальчиком у него ломается психика и это выражается в том, как он играет со своей куклой — открывает ей голову и кусает её. Мы можем предположить, что в будущем этот мальчик вырастет человеком с серьезными отклонениями в психике. Возможно даже он вырастет убийцей или насильником.

Песня затрагивает проблемы современного воспитания, брошенности детей. Кукла — это современные гаджеты, с которыми современные дети остаются один на один. Сестра, работающая проституткой — современные родители, которые не уделяют должного внимания своим детям. Эту песню можно сравнить по смыслу с композицией «Чайлдфри» Noize MC и Монеточки, которая призывает родителей, которые не стремятся воспитывать своих детей, не заводить их вообще.

DIAMANT на первый взгляд не представляет интереса для кого-то разбора, но тоже поднимает социальную проблему — привязанности современных людей к материальным вещам.

Вся песня посвящена любви мужчины, как мы думаем, к женщине, который восхищается ею, называет её бриллиантом, истинным идеалом.

«Ты сделала так, что весь остальной мир вокруг меня исчез» — слова, показывающие истинную любовь. Но в каждом куплете звучат нотки сомнения, что на самом деле эта любовь — не любовь мужчины к женщине, ведь в конце каждого куплета автор кричит «отпусти меня», «ты высасываешь из меня душу». И как итог, признание в том, что объект любви — «всего лишь камень», что-то материальное.

Можно предположить и то, что песня может быть отсылкой к тому, что любить только за внешний вид невозможно. Люди любят не оболочку, а человеческую душу. И какой бы не была идеальная женщина, даже красивой как бриллиант, но она оказывается всего лишь красивым камнем, если не затрагивает других нот твоей души.


© youtube.com


WAS ICH LIEBE как будто продолжает линию рассуждений о любви в современном обществе. Эта песня отсылает нас к популярной точке зрения, что современный сверхчеловек должен освободить свое сознание от оков нерациональных чувств, в числе которых оказывается и любовь.

Герой песни пытается победить в себе чувство любви, он говорит: «Я не люблю то, что я что-то люблю», «Я не должен быть счастлив — если кто-то любит меня, он пострадает», «За счастьем и радостью следуют мучения», «За всё прекрасное надо платить». Набор популярных штампов, которыми современные горожане обосновывают свою отрешенность и одиночество.

Rammstein не предлагает никаких решений, песня лишь оголяет проблему. Решения, вполне вероятно, предлагаются в других композициях этого альбома.

Линию рассуждений о чувствах и любви продолжают песни WEIT WEG, SEX и HALLOMANN. Первая посвящена любви, которая дает человеку вдохновение, наполняя его воображение красивыми образами, вторая — (понятно по названию) о сексе, третья — о влюбленности двух людей.

В эту же череду песен можно отнести и TATTOO. В ней показывают, как человек реализовывает себя через татуировки. Хотя весьма комично звучит, когда парень набивает татуировку с именем любимой девушки, и это якобы демонстрация высшей любовь, но отношения проходят и парень говорит: «Если ты разлучишь нас, я найду кого-то с таким же именем». То есть^ показана фанатичность, которая присутствует у людей, которые ну очень любят свои татуировки.

Альбом поделен, грубо говоря, на две части.

Одна часть — о политике и социальных проблемах, вторая часть альбома посвящена человеку и его чувствам. Наверное, это отличное сочетание для альбома, который должен стать глобальным продуктом. Символ альбома — это спичка. Спичка несёт много образов.

Группа Rammstein представляет себя спичкой, которая пытается разжечь этим альбомом в людях любовь, переживания и небезразличие.

Автор
Евгений Валяев, юрист, политический аналитик
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе