По фактам: 30 лучших русских альбомов 2018 года — десятка первых

Мы продолжаем подводить музыкальные итоги года — вот и топовая десятка из 30 лучших русских альбомов 2018 года по версии редакторов каналам «По фактам» специально для «Ридуса».
© zen.yandex.ru / По фактам


До этого мы публиковали лучшие альбомы с 30-го по 20-е места, а затем вторую десятку.

Кто же стал топовым исполнителем в России в уходящем году?



10. Тальник — Коричневый блюз

Дуэт «Тальник», пожалуй, больше всего подходит под определение «антихайп». Это касается не только их музыки, но и наплевательского отношения к популярности, игнорирования стриминговых сервисов и нежелания выступать на концертах с платным входом. На «Коричневом блюзе» дуэт совершенно неожиданным образом препарирует хип-хоп — от ностальгии и гитарной акустики «Музыкайфа» здесь уже не осталось и следа, но та самая бесприютность — она на месте. Биты здесь то и дело неожиданно прерываются почти полной тишиной, а вокалисты порой перестают петь или читать рэп, останавливаясь на полуслове. Фрагменты хип-хоп-треков словно «плавают» в протяжных импровизациях и вокальных партиях Светланы Цепкало, словно записанных на пустыре. Дуэт использует хип-хоп лишь как форму, с которой можно работать и создавать что-то новое, отказываясь от заданных стилистических рамок. На альбоме много пауз, тишины и диссонансных аккордов, а сама музыка словно течет из ниоткуда в никуда — «Коричневый блюз» так и тянет назвать каким-нибудь пост-рэпом.



9. Кобыла и трупоглазые жабы — 1917

Похулиганив с хип-хопом на мини-альбоме «Единственный нормальный русский рэп», поптимист и ценитель музыкального трэша Антон Вагин вновь вернулся к перестроечному синти-попу, за который его и ценят большинство поклонников. «1917» — это все те же узнаваемые «Кобыла и трупоглазые жабы» с их абсурдной атмосферой и залихватскими мелодиями, словно позаимствованными у «Ласкового мая», «Арии» и певшего про динозавриков Боярского. Как точно отметил в фейсбуке публицист Алексей Цветков, ближайший аналог «Кобыл» — «Детский альбом» Сергея Курехина. Однако место страдающего средневековья и динозавров в текстах Вагина теперь заняли известные революционные события — в результате получились дикие и невероятно трогательные песни. Есть подозрение, что если включить их на всю громкость в Госдуме, многие депутаты могут мгновенно умереть от отека мозга, удушья или укуса рептилий — в этом смысле альбом действительно несет в себе поистине революционный заряд.



8. OFFMi — Страха нет

На последнем альбоме Offmi очень мало трэп-битов — место популярного жанра потеснили индустриальное техно, UK bass и Outsider house. В этом, конечно же, прежде всего заслуга работавших над пластинкой электронных продюсеров, таких как SP4K и Bad Zu с московского лейбла Hyperboloid, ответственных за грубый, агрессивный и небанальный саунд альбома «Страха нет» с обилием семплов. Редкое качество для современного рэп-альбома — когда каждый последующий трек на нем совершенно не похож на предыдущий. За эйфорическим брейкбитом «Предоставь» с африканской перкуссией идет мрачное заторможенное техно «Никотин» с русскими народными напевами (!), а затем — построенный на винтажных семплах трек «Больше» и мелодичный, но не приторный «Нужно быть собой». Альбом «Страха нет» с его детально проработанным звучанием воспринимается как настоящий глоток свежего воздуха в душном стане фрешменов, привыкших подражать более успешным западным коллегам.



7. IC3PEAK — Сказка

Благодаря преследованиям со стороны правоохранительных органов о IC3PEAK узнали даже те, кто новую музыку слушают примерно раз в год, близко принимая к сердцу обсуждения в политическом сегменте Facebook — и многие из них расстроились, узнав, что на «Сказке» на самом деле отсутствует плакатный язык и какие-либо политические лозунги. Вместо этого на последнем альбоме группы можно найти хоррор-частушки, пропитанные духом страшных историй, рассказанных ночью у костра. Жутковатые истории IC3PEAK не возникли из ниоткуда — их явно породила российская действительность, которая теперь в лице полицейских пытается бороться со своим отражением, словно не вынеся вида собственного уродства.



6. Kolyaolya — Моя Тосква

«Эй, мальчик, я тебя отпускаю — ты иллюзия века», — в принципе, эта фраза из трека «Иллюзии» является наиболее точным описанием EP украинской исполнительницы Kolyaolya «Моя Тосква», все песни с которого посвящены расставанию. На «Моей Тоскве» представлены томные тягучие треки с запоминающимися хуками и, как это обычно бывает в случае украинских артистов, шикарным продакшеном. Певица не пытается покорить слушателя техничностью, как многие девушке, пытаясь что-то доказать консервативно настроенным скептикам от рэпа — напротив, кажется, будто Kolyaolya хочет прежде всего оставаться самой собой, и это покоряет. На «Моей Тоскве» вообще же найден правильный баланс между экспериментальностью и доступностью. В своих текстах Kolyaolya искренняя и ранимая, но без чрезмерной сентиментальности, сильная и агрессивная, но без декларативного феминизма. На «Моей Тоскве» нет ни одного проходного трека — многим парням в игре стоило бы у девушки поучиться.




5. Дельфин — 442

На «442» старый и недобрый Дельфин впервые в своем творчестве столь прямо и однозначно высказывается о политической ситуации в стране и мире, выдав короткий и яростный релиз. Это искреннее, злое и точное высказывание о происходящем в стране, которого до сих пор не хватало в российской музыке. В наш век пост-иронии уже сложно относиться к чему-либо столь серьезно, но 46-летний Андрей Лысиков о наших проблемах, к счастью, явно не подозревает.

Подстать текстам на альбоме Дельфина и музыка — в основном это кусачий EBM с механическим грувом и бойкие гитарные боевики. Шум и ярость «442» сильно напоминает «Юность» 10-летней давности. Новые песни Дельфина не оставляют слушателю никакой надежды или хотя бы утешения — как можно понять из предпоследнего трека, он не питает никаких иллюзий и насчет революции. Андрей обрисовывает ситуацию как данность, c которой можно лишь смириться и жить «иностранцем в своей стране — огромной, любимой, сердечной». Жить в ситуации, когда политика непрошеным гостем пришла в ваш дом — и каждому так или иначе теперь придется с этим считаться.



4. Лиза Громова — Прелесть

Если раньше в рамках проекта «Озера» у Громовой получались светлые и наивные песни под минималистичные ло-файные биты, ее сольные треки под биты от Мальбека звучат гораздо мрачнее — и намного интереснее. И да, «Прелесть» — отличная альтернатива для тех, кто так и не смог по-настоящему полюбить «Раскраски для взрослых» от другой Лизы. Прежде всего, на «Прелести» есть настоящие большие хиты, которые она будто бы скромничала писать в «Озерах».

Один из них — универсальный гимн для всех и каждого «Шаг», в котором под до боли знакомое синтезаторное арпеджио (Вангелис?). Громова выгодно выделяется на фоне множества других молодых певиц, обладая узнаваемым голосом и манерой пения. И если в «Озерах» это не было не так заметно, то на «Прелести» Лиза по-настоящему раскрылась. При этом сравнивать ее хочется не с модными ровесницами, похожими друг на друга бесцветными голосами, а со звездами русского рока времен его расцвета — к этому располагает соответствующая внешность Громовой и ее в хорошем смысле старомодные тексты ее песен. Ее манера пения — очень русская и эмоциональная, контрастирующая с холодным западным саундом на «Прелести».



3. AL-90 — Murmansk — 60

Уроженец Мурманска, скрывающийся под псевдонимом AL-90, еще три года назад завоевал популярность в том числе и за пределами России. Так, его альбом 2015 года «КОД-915913» на сайте для мьюзик нердов Rate Your Music удостоился едва ли не наибольшего отклика от слушателей из всех русских пластинок. В отличие от многих коллег, питающих страсть к кассетному звуку, мелодичные и ностальгические треки AL-90 буквально въедались в мозг.

Его последний релиз Murmansk-60 еще лучше предшественника — он звучит намного грязнее, самобытнее и отчаяннее. Его лоуфайный эмбиент-хаус с заметным влиянием future garage кажется чем-то очень родным. Провинциальная тоска, девяностые, которые в Мурманске на самом деле никогда и не кончались — всем эти пропитана музыка AL-90. Артист словно пытается создать звуковую эмуляцию своего города за полярным кругом — и получается так хорошо, что возникает ощущение, будто эти треки на самом деле никто не сочинял, а они появились сами по себе изо льда и грязи.



2. Порез на собаке — Фегивербе

Идеолог проектов Птицу емъ и 4 позиций Бруно Александр Ситников вместе с Ольгой Чернавских незаметно выдали свой лучший альбом практически без единой проходной песни. Ничего нового уже слышавшие 4ПБ для себя не откроют — это те же макабрические песни, исполняемые от лица героев-маргиналов, но никогда ранее в них столько не было столько силы, красоты и точности.

Пластинкой «Фегивербе» Ситников окончательно подтверждает статус великого русского поэта в музыке 10-х годов, и именно в таком качестве, уверен, его и будут вспоминать лет через 20, как сейчас вспоминают Летова, прямым наследником которого екатеринбуржец, несомненно, является. «Порез на собаке» выворачивают наизнанку сюжет о всемирном потопе, музыканты поют о счастье и смерти, в очередной раз выдавая достоверный слепок извращенной российской действительности.



1. Mnogoznaal — Гостиница Космос

Синтейп уроженца Печор, посвященный родному городу рэпера — по нашему мнению, лучшая запись этого года на русском языке. Короче и точнее всего альбом охарактеризовал известный коллега Mnogoznaal по Dead Dynasty: «Это просто а#$й, вопиющий родной холод» (Фараон, кроме того, называл рэпера своим любимым русским артистом на данный момент, и мы его можем понять).

В отличие от ATL, с которым Mnogoznaal многие сравнивают, музыка последнего кажется куда более универсальным явлением, которое могут оценить и провинциальные пацаны из падиков, и продвинутые модники. Артист будто бы намеренно игнорирует рэперский слэнг, таким образом оставаясь понятным людям, глубоко не погруженным в хип-хоп. 

Как это часто бывает с выдающимися произведениями искусства, у всех песен Многознаала есть второе дно, о чем, возможно, и не подозревал их автор. Его гостиница «Космос» воспринимается как метафора нашего (пост)советского прошлого, а весь альбом является по сути инструкцией по выживанию в современной России. Инструменталы Mnogoznaal, которые он сам же и пишет — отдельная тема для разговора. Так бы звучал Burial, живи он на русском Севере. Уверен, «Гостиница Космос» поможет многим пережить еще одну русскую зиму.

Автор
Александр Мучаев, гражданский журналист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе