Поющая страна

Как возрождалось хоровое пение в СССР

Людей, которые поднимали хоровое пение в середине ХХ века было довольно много. Такие педагоги как Сивухин, Лебедев, Соколов – не только создавали прекрасные коллективы, но и оставляли большое наследие в лице своих учеников, которым передавали любовь к хоровому делу. 

Но, к сожалению, ни отдельные песни ни ученики гениальных педагогов, по отдельности не решали проблему хорового пения в масштабах страны. В середине 50-х годах это очень четко осознал молодой дирижер Георгий Струве.

Георгий Струве

Советский Союз часто ругают и стараются преподнести в мрачных красках. Однако, справедливости ради, не стоит забывать и про те плюсы, которые в нем были, а также про то, что дала нам эта эпоха. Одной из таких вещей была популяризация детского хорового пения.

В России пение является неотъемлемой частью культуры. Об этом свидетельствует и большое количество народных песен, и многочисленные свидетельства историков о распространенности застольной песни. Однако вплоть до середины ХХ века хоровое образование было представлено небольшим количеством специализированых школ при музыкальных училищах, а репертуар хоровой песни состоял в основном из произведений, слишком сложных для исполнения неподготовленными певцами. И именно СССР подарил нашей стране людей, которые изменили эту ситуацию и создали систему хорового воспитания национального масштаба.

Среди тех, кто повлиял на создание и развитие системы хорового воспитания много великих имен – это такие композиторы как Крылов и Дунаевский. Все мы знаем и любим такие их песни как «Крылатые качели», «Моя Москва», «Песня о капитане» (из фильма «Дети капитана Гранта») и десятки других, любимых нами с детства композиций. Это был очень важный вклад в развитие хорового творчества, так как подобные песни могли петь даже не профессиональные, или, как их еще называли – самодеятельные хоры.

Вообще людей, которые поднимали хоровое пение в середине ХХ века было довольно много. Такие педагоги как Сивухин, Лебедев, Соколов – не только создавали прекрасные коллективы, но и оставляли большое наследие в лице своих учеников, которым передавали любовь к хоровому делу. Но, к сожалению, ни отдельные песни ни ученики гениальных педагогов, по отдельности не решали проблему хорового пения в масштабах страны.

В середине 50-х годах это очень четко осознал молодой дирижер Георгий Струве. Будучи учеником известного композитора и музыканта Дмитрия Кобалевского, он понимал, что для развития хорового пения в масштабах такой большой страны как СССР нужна системная работа и в итоге посвятил этому свою жизнь.

Георгий Струве начал эту работу в 1953 с руководства хором в простой школе в подмосковном поселке «Вешняки» (радом с городом Балашиха). Спустя 6 лет он создал первую в СССР детскую хоровую студию «Пионерия», впоследствии ставшую самым известным детским хоровым коллективом Союза.

Чтобы понять существующую проблему, нужно внимательнее посмотреть на те виды хоров, которые в то время существовали. Чем отличались профессиональные детские коллективы (такие как Хоровая капелла мальчиков в Нижнем Новгороде) от самодеятельных коллективов? В первую очередь наличием музыкального образования у первых и отсутствием у вторых. Это было следствием того, что профессиональны коллективы имели педагогическую базу, которая позволяла подготовить певцов, а самодеятельные не располагали ни педагогами, ни достаточным количеством времени для обучения.

Следовательно, первым шагом на пути к созданию хорового движения в стране была разработка простой системы преподавания основ музыкальной грамотности. Георгию Струве удалось создать такую систему, в которой не было обилия непонятных простым людям терминов, но, при этом было достаточно данных для быстрого понимания этих основ. Им стало его знаменитая система «Хорового сольфеджио». Теперь обучить певцов необходимому уровню музыкальной грамотности мог руководитель коллектива, в ходе обычных регулярных занятий.

Его книги по музыкальному воспитанию детей и молодёжи изданы общим тиражом более 1,5 млн. экземпляров. Среди них: «Музыка для всех» (1979 г., 100 тыс. экз.), «Школьный хор» (1981 г., 100 тыс. экз.), «Музыка для тебя» (1980 г., 500 тыс. экз.) и другие, а также более 50 методических и репертуарных сборников, в т. ч. «Хоровое сольфеджио».

Получив инструмент, благодаря которому можно быстро обучать детей и имея успешный опыт на своем хоре, он стал ездить по разным городам России и союзных республик, помогая создавать аналогичные коллективы, и щедро делился своими знаниями и методиками. К 70-м годам по Союзу были открыты более 1000 таких студий, а хорошим тоном для открытия крупных государственных мероприятий, стало выступление сводных хоров (когда поют сразу несколько хоровых коллективов) по 700-1000 человек.

Сегодня, в эпоху бизнеса, патентных споров и интеллектуальной собственности, он, возможно, стал бы миллионером. Но тогда, в СССР, денег за авторские методики никому не полагалось, а книги не сулили миллионных гонораров. Впрочем, нельзя сказать, что он был бедным человеком, или, что его труд не оплачивался. Были и награды, и квартиры и финансирование для хоровых фестивалей, которые он организовывал. Но главное – были сотни благодарных ему педагогов и миллионы счастливых детей, которые пели его песни и получили возможность петь благодаря разработанной и распространенной им системе организации хоровых коллективов, получившей название «хоровая студия».

И хотя уже этот вклад был огромным, все же оставалось еще одно слабое звено в этой цепи. Уровень мастерства хоров оставался недостаточно высоким, чтобы исполнять бОльшую часть существующих произведений. Как уже упоминалось выше, в СССР были композиторы, чьи песни могли исполнять почти любые коллективы, но чем дальше распространялась модель хоровых студий, и чем больше появлялось полноценных, пусть пока еще и неопытных, коллективов, тем больше песен им требовалось. Ведь хоры были очень разными – детскими, юношескими, взрослыми, женскими и так далее. И, будучи по образованию композитором, Георгий Струве стал писать очень простые для запоминания и исполнения песни, которые подошли бы разным хорам.

Среди более 200 написанных им песен есть и откровенно детские («Школьный корабль», «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова!»), и те, которые подойдут более взрослым хорам («Музыка») и патриотические песни, которые сегодня исполняют сводные хоры в несколько тысяч человек. Самым известным его произведением, пожалуй, является песня «Моя Россия».

Стоит отметить, что оставленное им наследие отразилось и на его собственных детях. Его дочь Мария Струве вырастила один из лучших детских хоровых коллективов, который уже много лет приглашают на главные мероприятия страны (например, открытие и закрытие Юношеской олимпиады 1998 года, День Славянской Письменности на Красной площади в 2013). Продолжая дело популяризации хорового пения, Мария стала президентом Гильдии дирижеров-хоровиков России. Она также разработала и успешно преподает уникальную методику постановки голоса, благодаря которой детский хор может выступать на равных со взрослыми коллективами.

В одном из своих последних интервью Георгий Струве сказал:

«Для меня главное - не громкие слова, а дальнейшее развитие нашего дела, которым я жил всю свою жизнь. Мне повезло, что жизнь сложилась именно так, что я не усомнился в себе и вот уже 50 лет продолжаю одно дело. Я знаю очень много людей, которые и способнее, и талантливее, но их жизнь сложилась так, что они метались и не смогли при жизни увидеть результатов, пожать плоды».

И действительно – результаты были. В первую очередь – это поющая страна, где в каждом городе вы найдете детский хор. И это была его главная награда, которую не измерить никакими деньгами, машинами или почетными званиями. Возможно, именно поэтому к концу своей жизни он хоть и не стал обладателем шикарных особняков или многомиллионного состояния, оставался счастливым человеком.

Виктор Озерский

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе