Размышления о русском роке. Часть IV

Несмотря на то, что эпатаж и протест постепенно уступили место норме и конформизму, в 1990-х русский рок вновь продолжает выполнять свою великую функцию объединения людей. Да, русский рокер девяностых уже не герой и энергия у него не та, но он не перестал быть от этого романтиком, (хотя цинизма в текстах стало больше), и отчасти поэтом. Русский рок все также национально консолидирует людей на основе подвижного русского языка, живучих поэтических образов и своеобразной, пусть и не всегда профессионально сыгранной, но такой иногда душевной музыки.

Продолжение. Предыдущие части см. здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3 

Начало 90-х: русский рок на переломе эпох

Девяностые годы ХХ века отложились в памяти людей по-разному. Для кого-то они стали прорывом в становлении своей музыки, бизнеса, осознания своего пути в новой стране. Для других – «лихим», «нестабильным» и «смутным» временем, о котором существует китайская поговорка-проклятие, звучащее примерно так – «чтоб ты жил в эпоху перемен». Походя отмечу, что перемены в той или иной степени почувствовали на своей шкуре все. В отношении русского рока 1990-е года (и особенно их начало) были не очень благосклонны. Получилось так, что искренность блюзов, лиричность, характерный распев чистых гармоний русской фольклорной песни, отвязная энергия панка и хард-рока, остросоциальный эпатаж – многие составляющие величины русского рока, все то, что делало его явлением подчас маргинальным, но и героическим, постепенно оказалось невостребованным.

Причин тому было несколько. Главная из них состояла в том, что с осени 1991 года, в России произошло столько разнообразных событий, что русский рок оказался на перепутье – идти в коммерцию или продолжать оставаться в андеграунде и оппозиции. СССР распался, империя рухнула, исчезла в одночасье. Пресловутый вопрос «что делать?» (почти по Герцену – авт.) вновь замаячил на горизонте. Как отвечать на вызовы нового времени, если перед тобой стоит элементарный вопрос выживания? Перед русскими рокерами нарисовалась трудная задача – определить себя, свое творчество, свое место и свои действия в новых временах. А также сочинить, создать, описать новую страну Россию, в которой предстояло жить. Естественно, что каждый музыкант подошел к решению вопроса по-своему. Некоторые не справились. У многих случился кризис самоидентификации, так как рокеры посчитали основную задачу – развал советской системы выполненной и на этом успокоились. Но не все.

Например, Егор Летов продолжал идти дальше, горя гражданским пафосом, методично убивая «государство в себе»:

«Добровольно ушедший в подвал,
Заранее обреченный на провал,
Я убил в себе государство» –

заявлял он в начале девяностых. При этом парадоксально не «верил в анархию», проникновенно спел старую военную песню про «туман» и «воздушных рабочих войны», при этом его «маленький принц» несмотря ни на что «возвращался домой». В 1990-х Летов настолько далеко ушел в игры во «все, что угодно, лишь бы не нравиться вам», что в 1993 году выдал очень нервный «Русский альбом» про «встающую с колен родину», заведя односторонний разговор с людьми проектом «Егор и О...деневшие» с его «Прыг-скоком» и уже ближе к концу 1990-х, несколько отойдя от политики, выдав запредельную по своей смысловой нагрузке гаражно-психоделическую пластинку «Невыносимая легкость бытия». Но Летов – это особый случай в русском роке!

У основной массы музыкантов на место политики пришли проблемы бытовые, человеческие. Чуткие уши не могли не слышать новые веяния. Например, Федор Чистяков в альбоме «Песня о безответной любви к Родине» все еще пел о навязшей в зубах Родине из советских учебников, втаптывая ее ниже плинтуса. Гребенщиков, наоборот, заглянул далеко в своих фантазиях. В фольклорно-сказочном «Русском альбоме» 1992 года он представлял новую Россию страной богомольной, хлебосольной, наследницей византийских традиций, необыкновенно прекрасной. Позже БГ продолжит исследование темы на «Песках Петербурга» 1994 и «Кострома mon Amour» 1994. Шевчук мыслил более современно, правильно уловив момент: «Еду я на родину... пусть кричат уродина, а она нам нравится, спящая красавица, сволочь и доверчива...» – и выступал с музыкальным гимном «Рожденный в СССР» – «Сирота»! По его мнению Родина обновилась, но пока была очень несчастна. Что ждет нас всех впереди, было непонятно.

Хотя некоторые вещи уже тогда были вполне очевидны. После миллионных митингов и споров конца 1980-х, яркого накала страстей в начале 1990-х люди устали. Количество открывшейся информации и разоблачений было колоссальным. Оно требовало времени и осмысления. Чтобы не сойти с ума от психологического напряжения, потери сбережений, разрыва связей с родственниками на Украине, Белоруссии и других странах теперь уже бывшего СССР, люди сосредоточились на выживании и обустройстве своего быта, наслаждаясь обретенными благами цивилизации в виде свободного выезда за границу, дорогущих, но всем теперь доступных иномарок, бытовой техники, продуктов питания и пр. Так получилось, что острый политический пафос к 1995 году выдохся, иссякнув сам собой, (его римейк в связи с русским роком случился лишь в 1996 года на предвыборных акциях «Голосуй или проиграешь!». Разностилевая музыка зазвучала с новой силой в наступивших временах.

Как мы выяснили из предыдущих размышлений о русском роке, к концу 1980-х русский рок обрел свою национальную самобытность и миллионы поклонников. Начало 1990-х также порадовало выпуском некоторых замечательных альбомов. К сожалению, не таких обильных, как хотелось бы. Вспомним самые интересные. К ним относятся: «Хроника пикирующего бомбардировщика» 1990 года, «Сто лет одиночества» «Гражданской обороны», а также летовский проект «Коммунизм» (очень точные и вовремя вышедшие альбомы, во многом определившие лицо русского рока начала – середины девяностых с их напряжением, болью, метанием «вечной весны в одиночной камере»), «Ветер в гривах» 1990 года «Куража», «Игра с огнем» 1990 года «Арии», «Московские каникулы» 1990 года «Ника Рок-Н-Ролла» (Кунцевича), «Легче воды» 1991 года «Хронопа», «Проба пера» 1990 года Э.С.Та, «Этнические опыты» 1990 года «Вежливого Отказа», «Бодун» 1991 и изысканный «Чайник Вина» 1992 года «Аукцыона», записанный вместе с Алексеем Хвостенко, «Да здравствует ритм-энд-блюз» 1991 года «Лиги Блюза», «Гуляй-Поле» 1990 года «Монгол Шуудана» «анархо-роковое», густо замешанное на фольклорных интонациях и сдобренное обильными цитатами из старых казачьих песен и частушек времен гражданской войны.

Со сцены выплеснулось безудержное рокабилльное веселье «Мистера-Твистера» с их лихим «Девки, пиво и рок-н-ролл» 1991 года. В 1990 в ТВ-программе, посвященной року, под названием «Программа А», дебютирует «Настоящий Московский ансамбль» «Мегаполис», образованный еще в 1987 году. Их альбомы «Пестрые ветерочки» 1990 года и особенно «Женское сердце» 1992 несли в себе изящную шутливость и необычную лирику. В 1993 году их песни «Голубые как яйца дрозда» и «Женское сердце» приносят «Мегаполису» общероссийскую известность.

Романтичная питерская девичья группа «Колибри» обнародовала в 1992 году томную пластинку «Маленькие трагедии», в которой женские капризы и трогательные мелодии подчеркнуты известной композицией «Желтый лист осенний». Народные (я не побоюсь этого слова в отношении «Шахрина и К» – авт.) екатеринбургские рокеры «Чайф» в 1992 году записали диск «Давай вернемся». Такие песни с альбома, как «Поплачь о нем (пока он живой)», «Никто не услышит (Ой-йо!)» стали застольными гимнами многих молодежных компаний. Ни один концерт «Чайфа», по-моему, не обходится без их исполнения. Певица, исполняющая древнерусскую музыку, способная уникально синтезировать ритмы блюза и рэггей с национальным мелосом, Инна Желанная также интересно выступила в 1992 году с альбомами «Сделано в белом», (кстати, получившем в 1994 году Гран При на Международном конкурсе музыкальных альбомов «Radio France International» – авт.), «Time Zone «Last Nation» и «Mari Boine med band Alians». Последующие пластинки Желанной, вроде «Антология Нетрадиционной Духовной Музыки России» и «Водоросль» 1995 годов были также признаны многими музыкальными изданиями одними из лучших альбомов года. Также интересно, что именно Желанная начала одной из первых русских артисток в 1994 году свою карьеру в жанре World Music. Выступив на международной выставке WOMEX в Стокгольме, группа Инны Желанной сразу же получила множество приглашений из различных стран Европы, после чего даже стала известна на Западе больше, чем в России.

В связи с таким наблюдением отмечу, что именно с конца 1980-х, начала 1990-х (в том числе на волне перестройки – авт.) на Западе, да и во всем мире возник нешуточный интерес к русскому року. Я уже говорил о «Звуках Му» и их сотрудничестве с Брайаном Ино, о БГ и Дейве Стюарте, проектах Джоанны Стингрей. Также уехали в Америку Валерий Гаина – один из основателей легендарного «Круиза», Артур Беркут, Жанна Агузарова, Юрий Наумов и Василий Шумов, туда же поехали на гастроли «Автограф», «Парк Горького» и «Наив». «Ва-Банкъ» в начале девяностых активно гастролировал в Финляндии и Европе. «ЭСТ и Шах» выступали в Германии. Позже волна интереса к русскому року в мире сошла на нет. Многие группы и музыканты вернулись из-за границ практически ни с чем. Но факт сам по себе достаточно любопытный. Ибо именно тогда русский рок выступил как рок-явление, заимев своих поклонников не только в России, явив миру кусочек национальной самобытности. С тех пор существуя в условиях тотального доминирования англосаксонского рока, он тем не менее занял свое небольшое место на мировой рок-арене, вместе с такими диковинками, как вполне презентабельные, но локальные, японский J-Rock или рок аргентинский.

Из интересных работ начала 1990-х стоит отметить причудливую и загадочную пластинку «Все земное стало странным», весьма нехарактерную для российских северных широт, записанную группой «Квартал» в 1993 году. Музыка Артура Пилявина и томный вокал Татьяны Литвиненко сливаются в едином порыве рока, латиноамериканских самбы, румбы и английского бита. Песочные жирафы, золотистые лампы и ночные трамваи населяют просторы их диска. В 1993 вышел акустический альбом «На кухне» «Ва-Банка». Связав воедино каторжно-кандальные и академические экзерсисы, а также специально написанные песни, вроде запоминающегося «Черного знамени», творчество «Ва-Банка» широко прозвучало по России.

1994 год отмечен альбомом «Дорога в облака» группы «Браво», в котором Валерию Сюткину удается сохранить любимые еще со времен Агузаровой миллионами слушателей рок-н-ролльные интонации группы. Культовые адепты «апоплексического рок-н-ролла» и «радикалы от эстрадной музыки» по определению лидера коллектива «Бахыт-Компот» Вадима Степанцова пишут мрачновато-стебовую «Пьяную-помятую пионервожатую». «Аукцыон» выдает резкую «Птицу». «Алиса» – жесткую «Черную метку». В 1994 был впервые издан альбом «Кабаре рюс» Наталии Медведевой с ее версиями русских народных песен, записанный в бытность проживания Наталии в Париже. Необыкновенный, низкий, очень эмоциональный голос Наталии и ее талантливые стихи делают следующий альбом Медведевой «Russian Trip» 1995 года ярким событием в русском роке.

Середина 90-х: засилье попсы и блатного «шансона»

На мой взгляд, середина 1990-х оказалась для русского рока определяющей вехой в его развитии в новом времени. Но прежде чем проанализировать состояние русского рока и альбомы, изданные в середине 1990-х, я хочу сделать небольшое отступление и сказать еще несколько слов о его самоидентификации. Русский рок с 1960-х привык быть под идеологическим прессингом властей и не слишком продвинутого социума. Для него стала нормой оппозиция любым официальным советским структурам. С их отходом в небытие многие рок-группы творчески не сориентировались и долго адаптировались к создавшейся ситуации. Возможно они также учитывали меткий афоризм Фаины Раневской, сказавшей, что «сняться в плохой картине – все равно, что плюнуть в Вечность...».

Спору нет, в обществе должна быть музыка для всех. Но невозможно слушать «Скованных одной цепью» или «Поворот» все время. Люди захотели чего-то новенького, легенького, не грузящего. Русский рок с его своеобразными ритмами на время оказался не у дел. Известно, что свято место долго пусто не бывает! Пока русские рокеры «врубались» в новую ситуацию, попса не дремала. Многочисленные клоны «Ласкового Мая», «Миража», прочих «фристайлов» и старая советская эстрада заполонили собой музыкальные и эфирные пространства новой России девяностых. Рок как-то резко «сдулся», отказавшись от ответственности за выплескивание эмоций и социального протеста.

Случилось так, что из многих форм музыкального фольклора в России пустил весьма глубокие корни довольно одиозный – тюремный. По явному недоразумению его окрестили «шансоном». Замечу, что еще Владимир Высоцкий баловался с «блатными» аккордами (и это при том, что он сделал для русской авторской и бардовской песни, эстрадной, поп и рок-музыки!). Другой же «фольклор» – по сути тот же ритмический блатняк, но аранжированный до вида эстрадной попсы. Спрос на эту экзотическую «музычку» был продиктован объективными причинами. Как писал в свое время Сергей Довлатов: в 1970-х и 1980-х «полстраны сидело, полстраны – охраняло...», на что наложилась серьезная криминализация страны в девяностых.

В придачу в России 1990-х практически не существовало фирм грамзаписи. Несколько возникших лейблов записывают и тиражируют одно и то же. ТВ и радио-эфир грешат пресловутым «форматом», зачастую определяемым вкусом программных директоров только появляющихся FM и теле-станций. Исключением являются разве что Радио «SNC», «РаКурс», Радио «Максимум», где с 1993 года А. Ф. Скляр – лидер группы «Ва-Банкъ» начинает вести свою авторскую программу «Учитесь плавать», в которой он рассказывает о новинках альтернативной музыки как за рубежом, так и в нашей стране. А также появившиеся ближе к концу 1990-х «Наше Радио», «Открытое Радио», программа «Битловский Эфир» на «Эхе Москвы». И некоторые ТВ-программы, вроде начавшего свое вещание в конце 1980-х российского MTV, уже упоминавшейся «Программы А», «Музыкального Ринга», «Кафе Обломов», «Нержавейки», «Забытых имен». В целом вся остальная транслируемая и производимая в России 1990-х «музычка» (за редким исключением – авт.) сильно недотягивает до мирового уровня как в идейном, так и в техническом отношении.

Пространство абсурда и поиска смысла

Возможно, слушая русский рок, вы поймете, откуда проистекает многое из того, что необъяснимо или непонятно в России многим этносам мира. Например, почему в России столь популярно принятие алкоголя и неразвита культура пития? Потому что алкоголь, как один из важных цивилизационных продуктов, сопровождающих человека по жизни, (наряду с хлебом, металлом, золотом, нефтью, оружием – авт.), играет в истории России великую и трагическую роль. Вкратце, он дает быструю и доступную возможность сбросить стресс, унять страх от ощущения бытия, но привыкание к нему не сулит ничего хорошего в итоге...

Также подмечено, что в России до сих пор неактуально «расширять сознание», употребляя различные вещества. Не стоит, конечно, упрощать проблемы, но опять же, недаром на Руси всегда был востребован культ юродивых, шутов, которым дозволялось говорить правду в лицо власть предержащим, (кстати, откуда можно провести незримую смысловую параллель к некоторым современным рок-стилям, вроде «чудо-юдного» панка и к засилью «аншлаговых» пародистов на ТВ «нулевых» – авт.). Еще государь Иван Грозный любил «поиграть в народ» – читаем мы у философа Юрия Буйды. Каждая культура и русский рок это подтверждает, глубоко преемственна по сути, (не путать с традиционностью! – авт.). Всякие поползновения к «новизне» свидетельствуют либо о невежестве, либо о желании обмануться.

Рок-музыка при всей внешней, обусловленной наличием постоянно усложняющегося технического оборудования, «продвинутости», развивается во время реального века технологий. Цифра компакт-диска и формат МР3 в свое время «убрали» с магазинных полок винил и пленочные аудиокассеты. Кто мог об этом думать в семидесятых, восьмидесятых и в начале девяностых, когда на бобины и аудиокассеты наматывались миллионы километров пленок записей?!

Поэтому, не будет большим преувеличением сказать, что девяностые, как ни один из других периодов предыдущей истории, не дал такого видения абсурда и одновременно непостижимого смысла мироустройства, что наложило отпечатки на все области людской жизни, на многие человеческие поступки, на музыку, кино, живопись и литературу. Именно с девяностых годов ХХ века человек перестал поспевать за все возрастающим потоком информации. Откуда проистекает смутное ощущение того, что «что-то кончается». Многие стали жить в изматывающем ощущении кризиса. На первый взгляд, несложная, как одноклеточные, но парадоксально мудрая, (сказал бы «терапевтическая» – авт.), идеология русского рока, неплохо стала сопрягаться с чувством «конца мира», уже существовавшим в некоторых точках истории.

Отсюда возникает истовое желание потерять смысл, которое влечет рокеров к бесконечным играм со звуком и словом, (которое, как известно, будучи единожды изреченным, есть ложь! – авт.) и передать его посредством песни и сценического шоу. Все-таки человек, выступающий со сцены, всегда немного шоумен и артист. Что оказалось главным в русском роке девяностых? Что вывело его из застоя и ступора? Вновь правильно расставленные слова, акценты, найденные ударения! И, конечно, преданность миллионов поклонников, которые несколько придя в себя после оглушающего всплеска начала девяностых, вновь соскучились по старым рок-кумирам и их неподражаемым интонациям. Попса, с ее крайне низким качеством исполнения и фонограммами, успела надоесть и вызывала лишь изжогу. Кстати, подоспели и новые силы русского рока...

В общем, получилось так, что все вернулось на круги своя. Но уже на новом временном витке. Честность русского рок-музыканта как была, так и осталась тесно переплетенной с мистическим ощущением Слова, как силы! Что безусловно связано с очень мощной русской поэтической и литературной традициями. Например, где еще поэты, вроде Евтушенко или Вознесенского могли собрать на свои чтения целые стадионы в 1950-1960-е годы, кроме как в России? У западных рокеров в музыке упор делается на силу звука и вибрации им порождаемые. Русский рок девяностых уже не чурается использовать силу звука, (благо в девяностых проблем с аппаратурой уже нет, было бы желание и умение ее использовать – авт.), но ему по-прежнему остается свойственен упор на песни! Вот только войти в ту же реку «протеста» у русского рока середины девяностых не получилось. Его ожидал новый, по-своему интригующий этап развития.

После 1995 года: от рока к «рокопопсу»

1995 год стал переломным для русского рока! Рокеры наконец очнулись от спячки, «пришли» в себя. Выход из застоя был найден в виде компромисса между поп и рок-музыкой. Рок-музыкантам, как бы им не хотелось этого делать, пришлось играть по правилам шоу-бизнеса. Пришел период пресловутой коммерциализации. Теперь деньги становились мерилом успеха и известности. Стадионы конца восьмидесятых сменили гастрольные «чесы». До середины девяностых по этим правилам играла лишь попса. С 1995 рокеры также начинают «играть в шоу-бизнес», так как основные деньги музыканты в России могут получить лишь от концертных выступлений и уж никак не от продажи аудио-носителей или мерчендайзинга.

По-моему, возврат массового интереса к русскому року начался с выпуска культового во всех отношениях альбома под названием «Опиум» «Агаты Кристи» 1995 года. Песни, вроде «Опиум для никого», «Черная Луна», «Сказочная тайга», наполненные готическими образами и интонациями, искрящимися гитарами, безумными в своей пост-нововолновой эстетике текстами и мелодичными клавишами, пришлись в 1995 весьма ко двору. Они ворвались в российские музыкальные чарты, на раз тесня голосистые попсовые орды. Отмечу, что число русских рокеров, которым удалось попасть в тогдашние чарты, весьма куце. Но оно все же частично отражало музыкальную жизнь страны. Благодаря им стало возможным появление в конце девяностых – начале «нулевых» пресловутой Новой Волны Русского Рока – НВРР (о чем далее – авт.).

Кроме Агаты Кристи в середине девяностых отлично выступил Гарик Сукачев, представивший в 1995 году диск «Между водой и огнем», с такими хитами, как «Напои меня водой», «Непокоренная вера», «Ольга». Он записал его с друзьями-музыкантами и камерным оркестром в калининградском Кафедральном соборе. По сути, Сукачев стал первым русским рокером, осуществившим полноценную запись с симфоническим оркестром. В этом же году Гарик вместе с закадычным другом Александром Ф. Скляром пишут проект «Боцман и Бродяга» с альбомом «Я милого узнаю по походке», который можно охарактеризовать, как яркий пример городского фольклора, исполненного матерыми рокерами.

Кстати, с 1995 года А. Ф. Скляр начинает вести на Горбушке знаменитый фестиваль альтернативной музыки «Учитесь плавать», на котором активно выступают многие российские, как IFK, Epilepsy Bout (и зарубежные – авт.), молодые группы, которых к русскому року можно отнести лишь отчасти. Еще запомнились фееричные панк-приколисты «Ногу Свело» во главе с Максимом Покровским, выдавшие в 1995 году на альбоме «Сибирская любовь» такой непереводимый номер, как «Хару Мамбару». Частушка частушкой, но насколько зажигательна!

В 1995 записали свои первые стебные опыты «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады» разноплановый Кирилл Немоляев и его «БониНеМ». Также в 1995 года «Калинов Мост» выпустил романтичный «Пояс Ульчи», соединив трагизм и свою неповторимую мелодику с народным cлавянским фольклором. В 1997 появляются «Король И Шут» с фирменным неугомонным драйвом и страшными сказочками альбома «Будь как дома путник». В 1998 выходят циничные и отстраненные «Гранатовый альбом» и «Фонарь под глазом» группы Сплин. В 1999 году дебютный альбом Земфиры «Земфира». До повальной популярности Земфиры, «Сплина», «кишемании» и их сольников в «Олимпийском» у музыкантов остается несколько лет, ближе к середине 2000-х. О них и НВРР поговорим в следующем размышлении.

Главной же «фишкой» середины 1990-х, безусловно стал выход в 1996 году альбома «Морская», владивостокской группы «Мумий Тролль», начавшей свою музыкальную деятельность еще в восьмидесятых. Этим альбомом Илья Лагутенко совершил «чудесный» переворот в народном сознании, сделав из русского рока русский «рокапопс», застолбив название за собой. Попса и рок слились в объятиях чудных лагутенковских текстов, его таинственном вокале, сочных гитарных риффах и раскованном мелодизме. «Утекай», «Девочка», «Владивосток 2000» – от увиденных видеоклипов на эти песни и от их текстов, зрителя настигал шок, настолько необычной была подача материала. Лагутенко и К сознательно шли на такой эпатаж, используя наработки английских брит-поповых групп девяностых, вроде «Oasis», «Blur», «Pulp». Такую музыку можно было полюбить или вообще никак не воспринимать.

От рока у «Мумий Тролля» остались лишь гитарный инструментарий, драйв и задиристость. От поп-музыки взяли примодненный сладковатый имидж, расплывчатость в текстах и полную асоциальность «шалу-лалу-лай»:

«...Кот кота ниже живота,
Водку любишь – это трудная вода,
Лампочка – ожерелье голых поп,
Вот и вся любовь. Оп! Оп! Оп!».

Вслед за ними по наведенному мостику «рокапопса» в 2000-е пошла масса групп, копирующих стилистику «Мумий Тролля», вроде «Танцев Минус», «МультFильмов» и пр. Общественный пафосом и рок-подъездом тут уж никак не пахло. Как мне кажется, помимо прочего, Лагутенко умудрился предвосхитить своей пестрой эстетикой рокапопса разгульно-вакхические, «тучные» настроения «гламурной революции» 2000-х, продолжавшиеся аккурат до финансового кризиса лета 2008 года и спекшихся в одночасье вместе с падением индекса Доу-Джонса, разорением крупных банков и банкротством целых стран, как Греция или Исландия. Впрочем, это уже совсем другая история...

Конец 90-х: от эпатажа и протеста – к конформизму и норме?

В конце девяностых, перед началом «мутных» или «тучных» 2000-х (кому как нравится –авт.), о чем будет моё следующее повествование, уверенно держатся на плаву музыканты и группы, начинавшие еще в 1970-е и 1980-е. «Аквариум», «Алиса», Сукачев, «Калинов Мост», «Чайф», ДДТ, «Наутилус», «Агата Кристи», «Пикник», «Ария», «Легион», «Мастер», «Аукцыон», «Чиж и Ко», «Наив», «Ва-Банкъ», «Кроссроудз», «Стейнлесс Блюз Бэнд», «Воскресение», «Лига Блюза», «Машина Времени», Э.С.Т., ВВ, «Серьга», Николай Носков, Дмитрий Четвергов и многие другие...

Их хорошо знают фэны и организаторы концертов – билеты разлетаются практически в любом го­роде. Да и сами музыканты знают, чего от них хотят – все эти годы их творчество мало меняется. Поэтому поклонники продолжают осаждать их концерты, пока рок-кумиров не хва­тит «кондратий» или желание читать рэп.

Выше я уже говорил о коммерциализации рока. Отмечу, что русский рок успешно влился в мутный поток российской попсы, впрочем, продолжая выделяться на ее фоне. Творческий успех стал во многом синонимом успеха коммерческого. Быт перевесил отчаяние и хаос, которых не стало от этого меньше. Профессионализм музыкальный и исполнительский в целом рос, с поэтическим положение обстояло хуже. Поэты из рок-жанра, (как и из жанра авторской песни – авт.), почти исчезли. На смену им пришли текстовики. Рок стал подчиняться законам шоу-бизнеса. Многие бывшие рокеры стали отлично зарабатывать на поп-роке, (классические примеры – веселый стеб «Манго-Манго» или «отрывно-корпоративные» пляски «Морального Кодекса» – авт.). Что произошло при почти полном отсутствии настоящих рок-клубов, (имеется в виду клуб, выжи­вающий только за счет рок-концертов, а не за счет проведения после кон­цертов дискотек или презентаций. Кстати, о рок-клубах мы поговорим в следующей части размышлений – авт.) и ограниченном количестве выпускающих музыкальных российских лейблов.

Завершая наше исследование 1990-х годов, я бы хотел сказать вот о чем. Несмотря на то, что эпатаж и протест постепенно уступили место норме и конформизму, в 1990-х русский рок вновь продолжает выполнять свою великую функцию объединения людей. Да, русский рокер девяностых уже не герой и энергия у него не та, но он не перестал быть от этого романтиком, (хотя цинизма в текстах стало больше), и отчасти поэтом. Русский рок все также национально консолидирует людей на основе подвижного русского языка, живучих поэтических образов и своеобразной, пусть и не всегда профессионально сыгранной, но такой иногда душевной музыки. Он, конечно, использует современный арсенал искусственно созданных симулякров развлекательного шоу, но старается не терять главное – откровенный характер разговора о наболевшем, прямую связь с человеческими душами, когда само небо снимает шляпу перед артистами.

Продолжение следует

WIN.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе