Сегодня, 5 декабря, день рождения Хосе Каррераса

С детства он был на удивление тихим мальчиком, очень умным и спокойным. У него был серьёзный, внимательный взгляд, что всегда бросалось в глаза. При звуках музыки он замолкал и словно преображался, переставая быть маленьким черноглазым сорванцом. Музыку мальчик слушал так, будто хотел проникнуть в её суть.

Петь он начал достаточно рано. Его звонкий дискант напоминал голос Робертино Лоретти. Посмотрев фильм «Великий Карузо», где в главной роли выступил Марио Ланца, он проникся к опере какой-то особой любовью. Энрико Карузо по-настоящему покорил маленького талантливого мальчика, который выучил наизусть все его арии и исполнял при первой же возможности. В возрасте одиннадцати лет на сцене знаменитого театра Лисеу в Барселоне его оперным дебютом стала роль рассказчика в “Master Peter’s Puppet Show”. Свой путь он продолжил в университете Барселоны, изучая химию и продолжая брать уроки вокала.



Однако семья Каррерасов, состоятельная и респектабельная, готовила Хосе отнюдь не артистическое будущее. Он некоторое время работал в родительской косметической фирме — развозил на велосипеде корзины с товаром по Барселоне. В то же время учился в университете, а свободное время делил между стадионом и девушками.


    «Если спросить Хосе, чему он посвятил бы свою жизнь, если бы пришлось начать ее сначала, не сомневаюсь, что он бы ответил: „Пению“. И его вряд ли остановили бы трудности, которые пришлось бы заново преодолевать, огорчения и нервы, связанные с этим поприщем. Он не считает свой голос самым красивым и не занимается самолюбованием. Он просто хорошо понимает, что Бог дал ему талант, за который он в ответе. Талант — это счастье, но и огромная ответственность тоже»

— так считает Мария Антония Каррерас-Колль.

Его судьба была окончательно решена в 1971 году, когда он победил на международном конкурсе певцов “International Verdi Singing Competition” в итальянском городе Парма. Премия включала также приглашение на роль Рудольфа в опере “Богема”.

Талант молодого тенора заметила знаменитая Монсеррат Кабалье и пригласила его на роль Дженнаро в опере Доницетти “Лукреция Борджиа”, где она исполняла главную партию.

Его международным дебютом стало исполнение роли в опере Дониццети “Мария Стюарт” в Лондоне. Затем он спел свою первую арию Пинкертона в опере “Мадам Бовари” в оперном театре Нью-Йорка в 1972 году, а дебют в Метрополитен опера в роли Каварадосси (“Тоска”) состоялся в 1974 году. В этом же году его выступления в Ковент-Гарден, в Венской опере и в Ла Скала стали настоящим триумфом.

К 1975 году он завоевал все ведущие сцены мира. Герберт фон Караян пригласил Каррераса исполнить реквием Верди во время “Пасхального фестиваля” в Зальцбурге в 1976 году. За ним последовали записи различных работ, которые сопровождались интенсивным сотрудничеством и тесной дружбой маэстро и тенора. Герберт фон Караян не скрывал своего отношения к Каррерасу:

    «Уникальный голос. Может быть, самый красивый и страстный тенор, который я слышал в своей жизни. Его будущее — лирико-драматические партии, в которых он, безусловно, будет блистать. Я работаю с ним с огромной радостью. Он настоящий слуга музыки».



За партии в операх “Федора” Умберто Джордано в Ла Скала и “Стиффелио” Джузеппе Верди в Ковент-Гарден Каррерас был удостоен престижной награды – Премии сэра Лоренса Оливье.

Каррерас ведет напряженную творческую жизнь. Он выступает на всех крупнейших оперных сценах мира. Его обширный репертуар включает не только оперы Верди, Доницетти, Пуччини, но и такие произведения, как оратория «Самсон» Генделя и «Вестсайдская история». Последнюю Каррерас исполнил в 1984 году, дирижировал автор — композитор Леонард Бернстайн. Вот его мнение об испанском певце:

    «Непостижимый певец! Мастер, каких мало, огромный талант — и при этом самый скромный ученик. На репетициях я вижу не хорошего вокалиста с мировым именем, а — вы не поверите — губку! Настоящую губку, которая благодарно впитывает все, что я говорю, и максимально выкладывается, чтобы добиться самого тонкого нюанса».

В 1987 году, когда Каррерас находился на вершине славы, врачи поставили ему диагноз: острая лейкемия. Певец, переживший пересадку костного мозга, сумел справиться с болезнью. Эта болезнь прервала карьеру Каррераса на целый год.

Каррерас вспоминает:

    «В какой-то момент мне вдруг стало все равно: семья, сцена, сама жизнь… Мне ужасно захотелось, чтобы все кончилось. Я был не только смертельно болен. Я к тому же смертельно устал».

Но был человек, который продолжал верить в его выздоровление. Кабалье отложила все дела, чтобы быть рядом с Каррерасом. И вот произошло чудо — новейшие достижения медицины дали результат. Лечение, начатое в Мадриде, успешно завершилось в США.

В 1988 году он основал “Международный фонд Хосе Каррераса по борьбе с лейкемией” – организацию, собирающую пожертвования для финансирования исследований в области лечения лейкемии. Доходы Каррераса от его концертов поступают в этот фонд.

1990-ый год примечателен тем, что впервые в Риме, где в это время проходил чемпионат мира по футболу, состоялся концерт, на котором выступили три самых знаменитых тенора. Вместе с Каррерасом пел знаменитый Пласидо Доминго и не менее известный Лучано Паваротти. Для каждого из них этот концерт стал, чуть ли не самым значимым событием в жизни. Выступление транслировалось по телевидению. Тогда зрители впервые услышали голос Каррераса после его выздоровления. На тот момент никто не мог себе представить, что это выступление приобретёт небывалую популярность.

Начиная с 1990-го года, артист чаще стал выступать сольно. За год певец давал по пятьдесят концертов. В операх же тенора можно было видеть не более двух раз за год. В 2009-ом Хосе объявил о прекращении выступлений. Нагрузки, которые он испытывал на сцене, были для него слишком тяжелы.

Люди, знающие певца, характеризуют его как очень противоречивого человека. В нем удивительно сочетаются замкнутость и закрытость с буйным темпераментом и огромным жизнелюбием.

Его автобиографическая повесть “Хосе Каррерас – песнь, льющаяся из глубины души” рассказывает замечательную историю его жизни и неустанного труда, испытания болезнью, его преданности семье и детям. Хосе Каррерас – подлинный герой нашего времени, чуткий художник и мужественный гуманист.


Видео добавлено Кариной Коротковой.

Автор
ClassicalMusicNews.Ru, из разных источников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе