Сергей Стадлер: "Конкурс – это срез реальности"

Ректор Петербургской консерватории считает Всероссийский музыкальный конкурс хорошим начинанием

Ректор Петербургской консерватории Сергей Стадлер, ставший председателем жюри недавно прошедшего Всероссийского музыкального конкурса по специальности «скрипка», отвечает за выбор своих коллег и рассказывает, зачем стране и миру нужны такие состязания. Летом 2011 года Сергею Валентиновичу предстоит работа в скрипичном жюри на Международном конкурсе Чайковского. А в 2012 году Петербургская консерватория будет праздновать 150-летие, подготовка к которому уже началась. Хотя главным и острым вопросом для здания старейшего вуза России на сегодня остается вопрос реконструкции. Обо всем этом Сергей СТАДЛЕР рассказал в интервью корреспонденту «НГ» Владимиру ДУДИНУ.

– Многим показалось, что Всероссийский конкурс возник как-то внезапно, прошел без лишнего шума...

– Нет, конкурс планировался давно, и это очень хорошее начинание. Точнее продолжение, поскольку его можно считать правопреемником Всесоюзного музыкального конкурса, прекратившего свое существование в конце 1980-х. Централизация учебного процесса сегодня усиливается: любой талантливый музыкант из Владивостока, Тюмени и Архангельска все равно отправится в Москву или Петербург, чтобы продолжить образование. На Всероссийском конкурсе на второй тур в Москве и в финал попали те, кто обычно до него не добирается, – и это главное достижение этого конкурса. Жюри конкурса выезжало на места, и его участники – известные российские музыканты – смогли узнать, как играют в регионах, потому что связи в стране между отдаленными городами во многом разорваны.

– Обозреватель «НГ» в статье об итогах конкурса высказала мнение, что приписываемый ему статус национального «остался на бумаге», что жюри не нашло лауреата первой премии. Как вы это прокомментируете?

– Любой конкурс – это прежде всего срез реальности. Сегодня в мире нет ни одного скрипача, которого можно было бы поставить рядом с Ойстрахом. Поэтому если люди хотели судить исполнительский уровень участников по каким-то своим идеальным представлениям, то они, конечно, могли быть разочарованы. Я не слушал отборочные туры. Как председатель скрипичного жюри конкурса, я приехал сразу на полуфинал в Москву и замечу, что уровень был очень достойный. Первой премии не присудили потому, что не нашлось того, кто мог бы занять этот пьедестал. Как говорил мой учитель Михаил Вайман, для того чтобы быть безоговорочным лидером, ты должен играть на две головы выше, потому что одну тебе срежут. Все члены жюри единогласно подписали обращение к председателю оргкомитета с просьбой присудить две вторые премии. Мне рассказывали, что и у виолончелистов была острая ситуация, когда из десяти членов жюри пятеро были за петербургского, а остальные – за московского участника. Председатель жюри, заведующая кафедрой Московской консерватории, профессор Мария Чайковская отдала свой голос москвичу. О том, что происходило у пианистов, не знаю.

– В этой же статье автор сетует на то, что среди участников не было учеников ведущих профессоров Московской консерватории.

– Один из двух лауреатов второй премии – ученик декана оркестрового факультета Московской консерватории профессора Владимира Иванова, и обладателем третьей премии тоже стал ученик профессора Московской консерватории. И когда я читаю в статье, что нет учеников профессоров, мне это кажется странным. Видимо, имелся в виду какой-то конкретный человек.

– Этот Всероссийский конкурс не стал ли подготовкой к Международному конкурсу Чайковского, отборочные туры которого пройдут летом 2011 года в Петербурге и Москве?

– Думаю, не стоит связывать эти два конкурса, поскольку у них разные задачи. Всероссийский конкурс – событие национального масштаба, где должны решаться задачи, необходимые для музыкальной культуры России. Задача Конкурса Чайковского – открыть мировую звезду исходя из того уровня, на котором играют сейчас. В жюри по всем специальностям – настоящие большие, концертирующие музыканты, о которых можно только мечтать. Такое жюри сможет очень сильно поднять престиж конкурса. Никому не хочется играть перед теми, кого никто не знает, к тому же все устали от коррумпированных профессоров, привозящих своих учеников и ведущих подковерные игры, – это всем очень надоело. Конкурс Чайковского должен вернуть себе лидирующие позиции, которые он когда-то занимал в мире. Это был самый трудный и серьезный конкурс в мире, и премии на нем получали такие музыканты, о которых сегодня знает весь мир.

– Насколько Петербургская консерватория обеспечивает контингент победителей?

– Победительный контингент – это особая статья. Победителей нужно растить, внимательно и бережно относиться к тем, кто мог бы стать ими. А нашему городу, как и многим другим городам, свойственно бороться с талантом – всыпать им как можно сильнее на том этапе, когда человек только начинает проявляться. Педагоги должны быть предельно внимательными, при этом не позволять развиться эксплуатации детского труда и музыкальному шарлатанству. Нужно давать молодым музыкантам возможность открыться, играть с местными маленькими оркестрами, приподнимать их на своем уровне. Петербуржцы на Всероссийском конкурсе в целом выглядели очень достойно и даже получили благодарность от организаторов.

– Совсем скоро, в важном для страны 2012 году, консерватория будет отмечать 150-летие. С планами уже определились?

– Запланировано много событий, которые находятся в стадии формирования. 150-летие – настоящий юбилей, который привлечет к консерватории внимание мировой музыкальной общественности.

– В связи с громкой юбилейной датой не планируется ли провести хотя бы частичную реконструкцию?

– Консерватории категорически необходима реконструкция. Капитальный ремонт не проводился в этом здании 114 лет. У нас есть моменты, которые мы мягко называем «состоянием, близким к аварийному», – это очень мягкое определение. Уникальность Петербургской консерватории состоит еще и в том, что здесь есть театр оперы и балета, который находится в ужасном виде с технической точки зрения. Когда в 1960 году обвалился потолок, в историческое здание театра был насильно вставлен клубный проект в духе дворца культуры. А до того момента был изысканный театр с замечательной акустикой. Наша задача – вернуть театр на позиции 1912 года. В мае 2009 года было принято постановление правительства России, где консерватория определена в качестве госзаказчика работ по проектированию, реконструкции и новому строительству, был указан размер финансирования. Однако этих денег мы не получили, нам было отказано даже в частичном финансировании. Вот-вот завершится реконструкция театра «Зазеркалье», «Санкт-Петербург опере» возвращаются красивейшие интерьеры и внутренние дворы, серьезный ремонт прошел в филармонии, капелле, строится Мариинка. Я не устаю повторять, что в Петербурге есть три музыкальные институции мирового значения: филармония, Мариинский театр и консерватория. Мы остаемся последним значительным форпостом в этом городе, где не провели никакой реконструкции.

Владимир ДУДИН

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе