Студенты с ярусов свисали

Второй фестиваль мастер-классов "Слава Маэстро!"

Фонд Мстислава Ростроповича во второй раз проводит фестиваль мастер-классов «Слава Маэстро!». В этом году с учениками занимаются Дмитрий Башкиров, Наталия Гутман, немецкий кларнетист Венцель Фукс, дирижер Юджин Кон и американский баритон Шерил Милнс. Открывал неделю мастер-классов Максим Венгеров. 

Когда идея этого фестиваля только вынашивалась, Ольга Ростропович мечтала проводить его в Большом зале консерватории (об этом она рассказывала в интервью корреспонденту «НГ»). Выбить площадку, очевидно, не удалось, а может быть, организаторы просто решили остановиться на более приемлемом для публичных занятий со студентами помещении – зале Центра оперного пения Галины Вишневской. В конце концов, даже сам Ростропович давал свой (незабываемый!) мастер-класс в Малом зале консерватории. 


Масштабы мероприятия ощущаются и без огромной площадки. Во-первых, сами педагоги. В прошлом году – Башмет, Крылов, Ван Клиберн, в этом – Гутман, Башкиров, Венгеров. Плюс отличный кларнетист Фукс (кларнетовая школа, как известно, у нас «провисает»), певец Милнс (взгляд из Нового Света для отечественных певцов весьма полезен) и дирижер Кон (он в прошлом много работал с Маэстро и наверняка поделится секретами). Во-вторых, участники. В Москву пригласили и привезли всех 72 стипендиатов Фонда Ростроповича. Некоторые из них выступают на мастер-классах, другие – слушают, но счастливы и те, и другие. 

На мастер-классе Максима Венгерова ажиотаж: с ярусов «свисают» головы московских студентов – все хотят не только услышать, но и разглядеть своими глазами. Конечно, накануне интерес подогревался – будет Максим играть или нет. Ольга Ростропович с гордостью представляет первого преподавателя, и Венгеров выходит на сцену. Со скрипкой – значит, будет играть. В репертуаре Нестора Никитина из Ростова-на-Дону – «Размышление» Чайковского, Елена Корженевич (аспирантка Московской консерватории) играет «Цыганку» Равеля, Юрий Ревич (в Москве он учился у любимого педагога Венгерова Галины Турчаниновой, сейчас – студент Венской консерватории) предлагает Фантазию Сарасате на темы оперы «Кармен». Все – очень крепкие, техничные, но педагог, конечно, находит, над чем поработать – может «сидеть» долго на одной фразе, пока не добьется желаемого. С одним занимается над штрихами и фразировкой, с другой – над характерами и образами, с третьим – уже разгорячившись, прямо из зрительного зала – над звуком. И, конечно, показывает сам – не обращаясь к нотам, абсолютно свободно владея материалом. Так что у поклонников Венгерова-скрипача появилась надежда: а вдруг еще вернется на сцену? Как показывает практика (не так давно скрипач выступил на фестивале Российского национального оркестра с «Романсом» Бетховена) – не исключено.

Марина Гайкович 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе