Сюрпризы от маэстро

В Ярославле завершился международный музыкальный фестиваль «Ярославль-2011».

Артистическим директором фестиваля был Юрий Башмет. В музее­заповеднике камерный ансамбль «Виртуозы Москвы» исполнил «Музыку королевских фейерверков» Георга Фридриха Генделя на фоне фейерверков и под залпы салюта. Историческим событием стало первое в России выступление знаменитого флейтиста  сэра Джеймса Гэлвея из Ирландии, получившего от королевы Великобритании Елизаветы II орден и титул рыцаря Британской империи.  

Впечатляющим было выступление и 23­летней норвежской трубачки Тине Тинг Хельсет. Уже в 20 лет она стала обладательницей премии Грэмми. На концерте Тине играла с известным норвежским дирижером Терье Миккельсеном. По его словам, он давно хотел сыграть со своей соотечественницей. В Ярославле произошла долгожданная встреча. С большим успехом прошло выступление пианистки Елизаветы Леонской.

А апофеозом грандиозного музыкального праздника стала знаменитая «Кармен­сюита» Родиона Щедрина в исполнении столичных артистов балета на сцене Волковского театра.

Фейерверк звезд

– Я долго был в Америке, наконец вернулся домой, и этим домом стал Ярославль. Впечатление от возвращения на родину усилилось прекрасным древнерусским городом, куда мне всегда приятно приезжать и где меня ждут, – признался народный артист СССР Юрий Башмет, открывая III Международный фестиваль, названный его именем.

Стакан клубники

Накануне фестиваля Юрий Башмет встретился с журналистами. Маэстро, как всегда, был в черном, много курил и мало улыбался. Он поделился свежими впечатлениями об американской публике. Говорил и о российских зрителях.

В Штатах, например, не принято дарить цветы музыкантам. Правда, в Нью-Йорке на одном из концертов Юрию Абрамовичу преподнесла букет супружеская пара, но эти люди оказались русскими.

Рассказал знаменитый музыкант и о своих гастролях по российским городам.

– В одном городе после концерта на сцену вышла мама с 7-летней дочкой. Девочка подарила мне вышивку, сделанную своими руками. За месяц до нашего выступления малышку записали в кружок вышивания, и все это время она старательно готовила подарок. Такого нигде в мире нет! – говорит музыкант и рассказывает еще один случай:

–Мы только сошли с теплохода в Чебоксарах, как ко мне подошла бабуля в платочке и протянула стакан с клубникой, а внучка – игрушку. Я эту игрушку повесил на дирижерский пульт. Так и провисела она там весь концерт. А о клубнике я вспомнил ночью, уже на теплоходе, когда мне захотелось есть. Открываю холодильник, а там стакан с ягодами. Ну я и подкрепился ими.

Еще я был очень удивлен, узнав, что в городе Новокуйбышевске Самарской области моим именем назвали музыкальную школу. Когда я туда приехал, моему взору предстала удручающая картина: на обшарпанном здании – красивая табличка, а на ней золотом название школы. Я сказал мэру: либо ремонтируйте здание, либо снимайте табличку. Через год приехал – школа как конфетка, а улица, на которой она находится, выглядит неприглядно. Говорю: теперь приводите в порядок улицу.  Пообещали благоустроить.

Музыкальные «садовники»

На гастроли в Ярославль впервые приезжал известный эстонский ансамбль старинной музыки «Hortus Musicus», что в переводе с латыни означает «музыкальный сад».

На сцену филармонии музыканты вышли не в строгих академических костюмах, а в камзолах. Перед началом выступления руководитель ансамбля Андреас Мустонен поделился впечатлениями о нашем городе. «Ярославль – лучший город мира», – сказал он под одобрительные аплодисменты зала.

А затем началось представление. Музыканты пели хором и в одиночку, играли на старинных инструментах, легко и свободно общались с публикой. Звучали песни королей, рыцарей, студентов, придворная и простонародная танцевальная музыка Германии, Италии, Франции, Испании. Вторая часть концерта оказалась не менее эффектной – «музыкальный сад» исполнял старинные армянские, арабские, еврейские и мексиканские мелодии.

Ярославцы приняли экзотический ансамбль на ура. Юношеский задор музыкантов зажигал публику – в зале филармонии не смолкали аплодисменты. А ведь возраст у «Хортуса» солидный – почти 40 лет! Его основал 19летний студент Таллинской консерватории Андреас Мустонен, открывший в СССР эпоху возрождения интереса к музыке Средневековья и Ренессанса, исполняемой на старинных инструментах.

Тогда, в советское время, эстонский ансамбль казался немного заграничным, что придавало ему больше элегантности и загадочности. Тридцать лет назад я купила пластинку с записью «Hortus Musicus». На лакированном конверте была фотография молодых музыкантов ансамбля. На концерт я взяла с собой этот виниловый диск. А после – зашла за кулисы.

– Андреас, я храню пластинку с записью вашего ансамбля, сделанной в 1981 году. Кто из того состава до сих пор играет в ансамбле?

– Вот этот, и этот, и тот… А вот эта солистка умерла, и с тех пор у нас мужской состав.

– Каким образом вы извлекаете из толщи веков забытую музыку?

– Я нахожу ноты в библиотеках Британии, Германии, Швеции. Много нотных сборников обнаружил в Москве, в Российской государственной библиотеке.

– Ну а чем вызван интерес к музыке различных культур?

– Через нее мы открываем для себя новый мир. Сейчас нет границ между народами и культурами, и это изменило мир.

– А эстонской музыке есть место в вашем репертуаре?

– Мы не эстонцы. Мы – граждане мира. Я считаю, что музыка – категория не народная, а вселенская. Мы выступали в Мексике, Израиле, Японии. Это разные страны с разными культурами. И везде нас принимали одинаково хорошо.

Я верю в Бога и судьбу

В один из дней музыкального праздника ярославцам посчастливилось услышать знаменитого скрипача Вадима Репина, которого за границей называют «русским Паганини».

Еще свежо в памяти то время, когда мальчик­вундеркинд из Новосибирска Вадик Репин поразил своей игрой российскую, а затем и мировую публику. В 11 лет он выиграл конкурс имени Венявского, в 17– самое престижное в мире соревнование скрипачей, конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, став самым юным победителем. Перед началом концерта прославленный скрипач ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.

– Вадим Викторович, как такой стремительный взлет на музыкальный Олимп отразился на вас?

– Это дало уверенность в себе и признание публики. А звездной болезнью я никогда не страдал. Она могла начаться в раннем возрасте, но моя мама пресекла ее в зародыше.

– Скрипку тоже мама выбрала?

– Нет, скрипка попала в мои руки в пять лет случайно. Просто другие инструменты в музыкальной школе были уже заняты. С раннего возраста я просил у мамы громкие игрушки. Чем громче, тем интереснее они были для меня, поэтому мама и повела меня в музыкальную школу.

– Вы с 19 лет живете за границей, сначала в Германии, теперь в Женеве. Наверняка изучили западную публику. Какая она?

– Самая громкая публика – в Париже. На концерте бывает такое ощущение, что в зале вот­вот обрушится потолок. В одних странах топают ногами, в других – скандируют. В Венгрии, например, начинают медленно скандировать, а затем ускоряют темп. Но что меня больше всего впечатляет, так это огромное количество молодежи на концертах в Китае, Японии, на Тайване.

– А в России вы часто бываете?

– Последние два года свободное время больше провожу в Москве. Это связано с семьей, рождением дочки Анечки.

– Вы счастливы?

– Да, счастлив настолько, что словами не описать.

– Ваша жена – прима­балерина Большого театра Светлана Захарова. Две звезды – это судьбы скрещенье?

– Да, это судьба. Я верю в Бога и судьбу.

– Я знаю, вы играете на скрипке Гварнери. Почему выбрали инструмент именно этого мастера?

– Для меня скрипка Гварнери – лучший в мире инструмент. Она принадлежит моему другу. Мне повезло: от щедрости своей души он дал мне этот замечательный инструмент в пользование.

– Вадим Викторович, вы входите в пятерку самых востребованных и высокооплачиваемых скрипачей мира. Подписывая контракт, на какие условия вы обращаете особое внимание?

– В контракте должны обязательно присутствовать три условия – удовольствие, престиж и финансовая сторона. Исключение – благотворительные концерты. Когда произошло землетрясение в Японии, меня много раз приглашали участвовать в благотворительных концертах. Но у меня был очень плотный график. И я принял решение – перечислить свои концертные гонорары в японский Красный Крест.

– Вы сказали, что хотите стать первым скрипачом Вселенной. Это звездная шутка?

– Амбициозный человек должен стремиться к вершинам. Мое желание – быть скрипачом с большой буквы.

Валентина ЗАРЕЦКАЯ, начальник управления культуры мэрии города Ярославля:

– Музыкальный фестиваль Юрия Башмета – заметное явление в культурной жизни нашего города. Отрадно, что этот великолепный праздник музыки становится все насыщеннее и разнообразнее. По сути, он получил постоянную прописку в древнем городе на Волге. Каждая встреча с маэстро Башметом и другими знаменитыми музыкантами приносит ярославцам огромную радость от общения с высоким искусством.

Городские новости



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе