«Традиция поэтических чтений переживает момент осторожного взлета»

Певица Хелависа

Наталья О’Шей, более известная публике под псевдонимом Хелависа – лидер группы «Мельница», которая, как раньше бы написали, «обогатила отечественную массовую культуру народными кельтскими мотивами». После некоторого перерыва имя певицы вновь замелькало на афишах клубных концертов и российских фолк- и рок-фестивалей. 

Хелависа – феноменальная певица, мультиинструменталист (играет, помимо прочего, на кельтской арфе) и кельтолог. Нам удалось поймать вечно занятую ХЕЛАВИСУ за кулисами фольклорного фестиваля, прошедшего на прошлой неделе в Москве. Но как-то так получилось, что разговор с певицей свернул в русло, нетривиальное для бесед с рок-музыкантами, – в поэзию.

– Наталья, каждый ваш концерт вызывает огромный интерес у столичной публики. А собирается ли «Мельница» порадовать своих слушателей и в других городах, помимо Москвы? Нет ли планов отправиться в масштабное турне?

– Да, собираемся в гастрольный тур с программой нового альбома «Ангелофрения», которую мы презентовали еще весной. Заодно и альбом будет переиздан. Думаем выпустить Рождественский сингл. Мы так уже делали – прошло хорошо, так что, думаю, повторим.

– Ну что вы как американские поп-звезды – рождественский сингл…

– Так это же круто! В России же никто такого не делает. А мы делаем. На радость всем. Люди машут свечками, радуются и вешают шарики на елку.

– А что за песня?

– Не скажу. Совершенно новая. Моя авторская. Не «Аллилуйя», но, думаю, хорошо прозвучит в Рождество. Также нас ждут цоевские мероприятия, то есть концерты в Питере по случаю юбилея Виктора Цоя. 13 октября там будем, так сказать, в перьях, Цоя исполнять.

– А какое вы отношение к группе «Кино» имеете?

– Да, похоже, прямое. Половина нашей группы в ранней юности сидели у песочницы и бренчали «Группу крови» и другие песни «Кино» под гитару. Я вот лично в школьные годы долго носила павловопосадский платок – черный, как кукушка, без единого цветочка – после гибели Цоя. Так что будем обязательно принимать участие в мероприятиях по случаю его юбилея. Потом у меня два сольных концерта в Петербурге и Москве. Кроме того, в этом сезоне я пробую себя в роли чтеца стихов. Пару недель назад был первый опыт в книжном магазине «Москва» на Воздвиженке.

– До вас там Диана Арбенина была…

– Совершенно верно: Диана, Верочка Полозкова. Это фишка магазина – звать рок-музыкантов и модных поэтов.

– Вы свои стихи читали?

– Нет. Федерико Гарсиа Лорку. Я прочитала весь цикл «Цыганских романсеро» и поэму «Канте хондо». И очень хорошо это дело пошло, и очень мне понравилось. Думаю, и мои слушатели остались довольными. На ближайших моих сольных концертах, то есть «хелависных», будет сочетание музыки и стихов.

– У нас в стране вообще рок-музыка многими воспринимается как стихи, наложенные на некий мотивчик, все равно какой. Получается, что даже у профессиональных музыкантов слова вытесняют музыку?

– Дело в том, что в нашей стране, равно как и в Великобритании и Ирландии, существует традиция нарраторства – storytelling, так сказать. У нас это есть. А это одна из старейших форм традиционного искусства. Что в индоевропейском обществе, что и в других традиционных культурах. Поэтому, по-моему, как раз очень здорово, что мы это не теряем и что периодически эта штука возрождается. В начале XX века проходили громогласные чтения, ведомые Маяковским и Гумилевым. Теперь эта традиция переживает момент осторожного взлета (смеется). И это прекрасно!

– Не случайно ситуацию начала нашего века часто сравнивают с шестидесятыми прошлого…

– Шестидесятые, конечно, тоже – это я просто начала с более раннего времени. А популярность поэзии в шестидесятые – да, это уже общее место. Как у Радзинского в пьесе «104 страницы про любовь». В фильме по этой пьесе, «Еще раз про любовь», персонажи Дорониной и Лазарева знакомятся как раз в литературном кафе: молодой поэт – тонкая пародия на Рождественского. Он читает «Придет время, мы станем толстыми и будем смотреть, как другие мальчики мчатся к звездам круг за кругом. Ну а пока мы – мотоциклисты…» Что-то в этом духе. Я, может быть, неточно цитирую, но из текста пьесы понятно, что это – привет Рождественскому. Стилистика такая. В духе «Парни с поднятыми воротниками, в курках кожаных, в брюках-джинсах...» Да-да! То был ответ Советского Союза тому, что было на Западе иконой кинематографа: Джеймс Дин, Марлон Брандо… Парень на мотоцикле. И вот сейчас возникает новый стиль, некий новый образ артиста-иконы: не обязательно у него куртка с поднятым воротником, но он может и спеть под гитару, и прочитать стихи, и вообще общается с публикой – мне кажется, что это очень здорово. Синтез жанра – нечто очень красивое!

– Многие музыканты относятся с подозрениям к словам, к их выразительной способности. Вы явно не из таких?

– Нет, что вы, ни в коем случае! Может быть, я немножко предвзято отношусь к словам, поскольку я филолог по профобразованию. Мне близка тема любви к поэтическому слову и тщательной его проработке.

Справка

Музыкант Наталья О’ШЕЙ (псевдоним Хелависа) родилась 3 сентября 1976 года. Лингвист по образованию, специалист по кельтским языкам, кандидат филологических наук. Вокалистка образованной в 1999 году популярной фолк-рок-группы «Мельница». Музыканты выпустили несколько студийных пластинок, также пользовавшихся успехом у слушателей. Кроме того, выступает в качестве вокалистки в группах Clann Lir (традиционный кельтский рок) и Romanesque (фолк). Сотрудничала со многими российскими рок-коллективами, среди которых группы «Пилот», «Кукрыниксы», «После 11» и с музыкантом Артуром Беркутом (экс-участник «Арии»).

Александр БЕЛЯЕВ

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе