Три вечера Международного фестиваля Юрия Башмета состоялись в Ярославле

Как ни ищи закономерностей к XIV по счету фестивалю, они непредсказуемы.
Музыкально-драматический спектакль "Волшебная флейта"
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля


 Да, фестиваль и в этом году прошел в Ярославле и городах области, не ограничивал себя в жанрах, его частью были мастер-классы лучших профессионалов, школа культурной журналистики, отборочный тур во Всероссийский юношеский симфонический оркестр маэстро Юрия Башмета.


Ударными ожидаемо стали гала открытия, где вместо хитов звучали сочинения Мирзояна, Вайнберга, Уствольской, и вечер барочной музыки "Folia-Folies" ("Фолии, или Безумства") с идеальным пулом солистов-"барочников". На традиционный вечер музыки для духовых инструментов в Ярославской филармонии особых надежд не возлагали. А между тем Духовой квинтет Российского Национального оркестра удивлял не только афишей, вместившей и нестандартного Бизе/Холкомба, и очень уместного Лядова, но и подходом к подаче программы: вечный любимец публики флейтист Максим Рубцов вписал в скучноватую форму "выставки достижений" интриги, сюжеты и личное обаяние, отчего камерный концерт смотрелся почти блокбастером.


На фестивале ожидали open air в Ярославском Кремле хоровой оперы Александра Чайковского "Сказ о Борисе и Глебе" (музыкальный руководитель и солист Юрий Башмет, драматург Михаил Дурненков, режиссер Павел Сафонов). Но погода свернула проект в зал старинного драматического театра имени Федора Волкова. Конечно, Ярослав Мудрый-Андрей Мерзликин не затерялся и в предложенных обстоятельствах, хотя на сцене было больше 200 человек. С этим хаосом пяти хоров, артистов миманса, артистов балета, двух контртеноров, прихотливой партитуры и сдавленного теснотой оркестра "Новая Россия" пытался справиться дирижер Фреди Кадена из экзотического Эквадора.


Музыкально-драматический спектакль "Волшебная флейта. Путешествие" в Концертном зале "Миллениум" смотрелся в афише черным ящиком. Да, этот странный шедевр Моцарта может быть прекрасен в любом виде, доводилось слушать вольную, ни на что не похожую актуальную "уличную версию" во дворе знаменитого Королевского дворца Венария близ Турина на фестивале Teatro a Corte - Тамино был четкий рэпер, а Царица Ночи - певица китайской оперы.


Сейчас "…флейта" стала частью спектакля о последних днях жизни гения, по-детски противостоящего пришедшему за ним самим заказчику Реквиема. Сюжет этот не первый век бередит потомков. Здесь матерый профессионал Владимир Стеклов, воплотив Заказчика-Смерть со скрипучим голосом и безупречными манерами, оттенил талантливую, тонко рефлектирующую, легкую Надежду Лумпову в роли Моцарта. Гений не мог умереть, не дописав "Волшебную флейту", и ее герои поддерживали его самыми известными ариями. Молодыми голосистыми певцами занимался шеф Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.


А оркестром "Новая Россия" правил удивительный Юстус Франц. Знаменитый немецкий дирижер, пианист, организатор самых безнадежных и самых нужных миру музыкальных проектов вел спектакль с той деликатной уверенностью, что отличает подвижника от мастерового. В финале 78-летний маэстро, вспорхнув из ямы на сцену, помог выкатить себе рояль и заиграл адажио 23-го Концерта Моцарта.


В любое другое время этот жест показался бы слишком сентиментальным, но не здесь и сейчас, так что зал замер и разразился овацией, а благодарить коллегу вышел маэстро Башмет. Будто обещая, что через год на юбилейном XV фестив
але всем нам снова напомнят, что есть преходящее и музыка.



Автор
Текст: Лейла Гучмазова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе