Тем более что у режиссера Александра Тителя и художника Владимира Арефьева не было шансов придумать что-то минималистское — при нашей странной любви к отеческим гробам и общей тяге к гигантомании их бы просто не поняли. Дирекции пришлось искать настоящего большого спонсора, и дирекция его нашла. Нашили с полтысячи костюмов, наделали бутафории, как в старые добрые времена. Дальше на небольшую сцену МАМТа позвали на подмогу Государственную капеллу Москвы и тучу статистов «Мосфильма»: на войне как на войне.
Впрочем, начало, как говорится, ничего подобного не предвещало, даже пахло минимализмом. В стоящей почти на авансцене белой стене разверзлось оконце, оттуда — на высоте двух метров — выдвинулся крохотный балкон, и князь Болконский (Дмитрий Зуев), стараясь не смотреть вниз, нервно запел. Едва он и зрители смирились с положением, открылось другое оконце — теперь уже метра четыре над сценой, — и на нем, вцепившись друг в друга и в поручни за спинами, так же нервно запели Наташа Ростова и ее кузина Соня (Наталья Петрожицкая, Лариса Андреева). Было страшно и неясно, кто с большим нетерпением ждал окончания сцены — артисты или зрители.
Впрочем, дальше был традиционно устроенный очень уютный «мир»: горничные в вальсе натирали полы, съезжались гости, томилась на диване Элен, на скорое обрушение основ намекали лишь разложенные по сцене-зале люстры. В традиционном «мире» блистали граф Ростов (Денис Макаров) и Безухов (Николай Ерохин), а «война» добавила в ряд Кутузова (Дмитрий Ульянов). Рыхлую махину партитуры нечеловеческими усилиями двигал дирижер Феликс Коробов: он пропевал все партии и выжал из оркестра и щемящий вальс, и громобойную сцену пожара Москвы.
Вот только стоило ли нагонять на сцену столько народа, осталось неясным. Даже Наташе с Болконским не пришлось объясняться наедине — толпа следила. Как-то так получилось, что премьера оказалась похожей на обеих своих московских предшественниц. Мирным временем она напомнила версию Большого в постановке Ивана Поповски, а военным — гастрольный спектакль Мариинки Андрея Кончаловского, для которого к Театру Российской армии стянули войска московского гарнизона. Хорошо, что МАМТ получил подкрепление только капеллой и мосфильмовской массовкой: в таком скоплении военных в театре напротив Госдумы мог померещиться путч. К счастью, обошлось.
Лейла Гучмазова
"Итоги"