Воображаемый мюзикл

Монеточка вернулась в оборот.
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ


Самым обсуждаемым альбомом из вышедших за последнюю неделю стало «Декоративно-прикладное искусство» екатеринбургской певицы Монеточки (Лизы Гырдымовой). О причинах вновь разгоревшегося интереса к исполнительнице рассуждает Борис Барабанов.


Альбом Монеточки «Декоративно-прикладное искусство» стал ее первым полноформатным релизом со времен «Раскрасок для взрослых» (2018). Предыдущий альбом был абсолютной сенсацией: через неделю после его выхода все песни с него попали в чарт «Яндекс.Музыки», певица практически одновременно появилась в «Вечернем Урганте» и на фестивале «Кинотавр», в течение короткого времени на тему альбома отстрелялись «Медуза», Esquire, «Собака.ру» и Republic. И это на фоне феноменальной популярности во «ВКонтакте» и на YouTube. До «Раскрасок для взрослых» Монеточку мало кто знал даже в инди-кругах, а после выпуска альбома ее в общем-то стало стыдно не знать.

Превратившись в одного из самых востребованных артистов в стране, Монеточка в течение года пожинала плоды этой популярности. А когда сбавила обороты, этого практически никто не заметил. Пришла новая волна «вирусного» хип-хопа, а в начале 2020 года новой народной музыкой стали хиты, пришедшие из популярной социальной сети TikTok.

Так что выпуск нового альбома снова произвел впечатляющий театральный эффект. Без предварительных рекламных действий, не снимая клипов и не появляясь на радио, певица выпустила сразу все 11 песен и в этот же вечер появилась на шоу «Вечерний Ургант» вместе с постоянным продюсером и соавтором Витей Исаевым, который скромно жался в противоположном углу дивана. Если бы ведущий не поднял тему сердечных привязанностей, зритель вряд ли понял бы, что эти двое — пара.

Не слишком понятно это и из самого альбома «Декоративно-прикладное искусство». Все то место, которое у певиц ее возраста обычно занимают любовные страдания и переливание чувств из пустого в порожнее, Монеточка отдала под меткие, сочные, яркие стихи о том, как юная барышня из далекого города приехала в Москву, стала звездой и теперь думает, что с этим делать. В этом «Карнавале» нет Абдулова, в этом «Ла-Ла-Ленде» Монеточка сама себе и Райан Гослинг, и Эмма Стоун. Она дает волю своему таланту исследователя нравов и демонстрирует весь спектр поэтических способностей.

Если после выхода «Раскрасок для взрослых» комментаторы отмечали, что, не будучи рэпером, Монеточка располагает себя «около хип-хопа», а Noize MC в интервью “Ъ” и вовсе назвал ее песни «пост-хип-хопом», то теперь она эту пуповину, похоже, перерезала, оставшись тонким и мастеровитым сочинителем текстов.

Что не изменилось за два года, так это интерес к Монеточке со стороны взрослых мужчин. Точнее, не к самой Монеточке, а к ее лирической героине. Большинство комментариев к альбому, которые встречаются в соцсетях, принадлежат мужчинам среднего возраста. Отчасти так происходит из-за того, что для них, по сути, так и не появилась современная умная музыка, нечто, что не вызывало бы отторжения в силу возраста и вкусов, но и не было бы нафталином и «второй свежестью». Больше никто не написал песен, о которых взрослый человек мог бы сказать: «Это про меня». Девушкам же в 2020 году Монеточка, похоже, в принципе неинтересна.

Открывающая «Декоративно-прикладное искусство» песня «Крошка» — пятиминутный мюзикл, аранжированный таким образом, что в воображении как бы сама собой складывается сценография несуществующего пока спектакля: здесь должен быть балет, а здесь — момент одиночества в луче софита. В «Папиной любовнице» слушатель 35+ безошибочно опознает в припеве группу Technotronic, и этот трюк буквально сбивает с ног.

Монеточка живописует летнюю Москву во «Льду» и сразу на нескольких уровнях троллит Шнура в треке «Шприц», ностальгирует по родным краям в «Тугих косах» и едва не срывается в чечетку в «Рентгенограмме». Такой талант рассказчика в 2020 году свойственен еще только разве что старому знакомому и соавтору Монеточки Noize MC (в альбоме есть очередной его фит — «Коза») и его братьям по оружию — альтернативщикам Anacondaz. Каждую песню «Декоративно-прикладного искусства» хочется разбирать, как новую серию любимого сериала,— что там было и что это значило? Картина же в целом дает понять, что формат альбома не умер, и в 22 года артист может держать внимание, обходясь без вирусных видео и челленджей в TikTok.

Автор
Борис Барабанов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе