"Я хочу играть свою музыку"

Пианист Маккой Тайнер ответил на вопросы Григория Дурново.

Недавно у вас вышел альбом "Guitars", это был довольно необычный опыт.

Да, это все были хорошие и очень разные музыканты, потому они и были выбраны. Они могут импровизировать, и у каждого есть свой стиль. Но я не слушал этот альбом после записи. Так часто бывает: записал, послушал — и поставил на полку. Потом, сильно позже, можно переслушать.
Было время, когда вы помимо фортепиано играли на клавесине, на челесте, на японской арфе кото, на дульцимере. Вы и сейчас на них играете?

(Смеется.) Нет. Это был период, когда я интересовался новым звучанием. Дульцимер — хороший инструмент, но главный он для исполнителей фолка. Мой главный инструмент — фортепиано. Кото мне нравился, потому что это традиционное японское фортепиано. В Японии, конечно, играют на обычном фортепиано, но их собственное фортепиано — это кото. Хотя у него нет клавиш, это струнный инструмент.

Вы интересуетесь Японией?

Я был в этой стране 50 раз! И японцы любят меня слушать, называют меня Маккой-сан. Они слышат что-то азиатское в моей игре.

А вы сами японскую музыку играли?

По-моему, всего один раз я использовал мелодию японской народной песни, которую обработал в джазовой манере.

Вы нечасто заимствуете что-то из других музыкальных культур?

Да, я хочу играть свою музыку. Моя музыка — это джаз, это блюз. Когда я был подростком, я играл ритм-энд-блюз, аккомпанировал блюзовым певцам, и старшие музыканты сказали мне: "Парень, да ты здорово играешь!" — и стали заводить мне бибоп, Чарли Паркера. Бад Пауэлл некоторое время жил по соседству со мной! Это был мой кумир. Я родился и рос в Филадельфии. И Бад переехал в Филадельфию и жил через улицу! И как-то раз он даже играл на моем рояле, который стоял в мамином косметическом салоне. Бад просто шел мимо, когда мы там джемовали.

Работа с Джоном Колтрейном была важнейшим опытом в вашей жизни.

Да, это был мой учитель. Его портрет висит у меня на стене. Там же, в гостиной, портреты Билли Холидей, Чарли Паркера, Телониуса Монка. Джон был ученым в музыке. Он делал невероятные вещи. Как и Чарли Паркер, как и Телониус Монк. Вообще я со многими играл, например в Jazztet с Бенни Голсоном и Артом Фармером. Я уже тогда познакомился с Джоном, но Майлс Дэвис хотел, чтобы он играл у него. И Джон сказал мне, что хотел бы, чтобы я присоединился к нему, как только он уйдет от Майлса. И в итоге я ушел из Jazztet, потому что хотел работать с Джоном. Это было правильное решение!
Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе