Юрий Башмет: «Не могу выступать под скрежет вилок и звон бокалов»

В Ярославле состоялся фестиваль всемирно известного дирижера и альтиста Юрия Башмета, который приехал к нам вместе со своим коллективом — камерным оркестром «Солисты Москвы». Наш корреспондент побывал на творческой встрече маэстро со студентами Ярославского музыкального училища им. Собинова и задал ему несколько вопросов.

— Юрий Абрамович, многие известные музыканты тратят часть своих гонораров на дорогие титульные инструменты. Например, Владимир Спиваков приобрел скрипку Страдивари. Как вам удалось в советском 1972 году купить альт Паоло Тестере?

— Я точно не знаю, скрипку дали Спивакову в пожизненное пользование или он ее купил. Но ведь до того, как Владимир Теодорович получил Страдивари, он уже давно был Спиваковым! Хочу сказать всем, кто мечтает о Страдивари: часто бывает так, что даже известному музыканту, у которого уже есть свое звучание, не стоит менять инструмент на более дорогой. Так пропадает личность, к которой привыкла публика. К тому же Страдивари — это самый сложный инструмент, который сам по себе важней тебя. Он настолько силен как индивидуальность, что с ним может не справиться даже большой мастер.


В то время, когда мне предложили инструмент Паоло Тестере, он стоил 3000 рублей, а я его смог приобрести за 1500. Но собрать эту сумму было нелегко. В то время 1500 рублей — это было чуть больше половины стоимости «Запорожца». Как попал альт ко мне? Однажды мой профессор в консерватории вызвал меня к себе и сказал: «Приезжай, твой «итальяшка» тебя ждет». Только не думайте, что это блат. Я поступил в консерваторию с пятеркой с плюсом и к тому времени победил на всеукраинском конкурсе, играя на фабричном инструменте за 78 рублей.

— А сегодня вы приехали со своим знаменитым альтом?

— Я никогда не беру свой инструмент, чтобы мне не сказали: «Конечно, на таком инструменте чего бы не сыграть!». Однажды со мной произошел такой случай в Турине. Я давал концерт, который весь мир смотрел по каналам СНН и Евроньюс. Играл на альте Тестере, но не на своем. Шла медленная музыка, как вдруг раздался взрыв — альт взорвался! Каким-то образом петля порвалась, и вместе с подгрифником улетели струны. Конечно, можно в зависимости от произведения, доиграть на двух струнах. Но чтобы вообще без струн! Дальше смешно. Пауза. Оркестр в шоке, зал замер. Стою. И вдруг приходит такая идея: я извиняюсь, показываю инструмент и говорю: «Made in Italy». Потом подумал, что зрители могут обидеться, и тут же добавил: «250 лет назад».

— Вы были знакомы со Святославом Рихтером, расскажите об этом.

— Первый раз я его увидел, когда еще учился в школе. Это было в городе Кельне. У Рихтера проходил концерт, и ни за какие деньги нельзя было купить билет. Благодаря моему однокласснику, который был сыном известного пианиста, мы пробрались в зал. Потом была встреча в консерватории в Москве. Создавался камерный оркестр для специальной программы с Рихтером, шел отбор наиболее продвинутых студентов. И меня выбрали. Так мы познакомились. Потом я гостил у Рихтера дома, мы пили чай, общались. Помню, он о музыке сказал одну очень важную фразу: «Самое главное, чтобы ни одна нота не была исполнена безразлично».

— Как вы относитесь к тому, что сегодня во время выступления многих известных музыкантов публика выпивает и жует? Сами вы принимаете участие в таких концертах?

— Как можно жить в обществе и позиционировать себя выше?! Тем не менее я всегда отказывался выступать даже в Кремле, если во время концерта банкет. Если звучит скрежет вилок, ножей и звон бокалов, не могу играть. И должен сказать, что это мнение понимают и уважают. Однако мои коллеги иногда выступают на банкетах. И когда я сам при этом сижу в зале рядом с известными космонавтами, артистами, членами правительства, мне становится неудобно.

Правда, были случаи — и я выступал на фуршете. А что делать, если сидят в зале Путин и Медведев? Правда, они не едят, а стоят обычно рядом с роялем.

— Вы считаете русскую музыкальную школу лучшей?

— Конечно. Бывает, в других странах тоже иногда «выныривают» музыкальные гении. Например, в Америке много талантов, играющих на духовых инструментах — кларнете, трубе, тромбоне. Но это потому, что там серьезно развиты традиции джаза. Сегодня Европа может прислать на конкурс Чайковского в Москве японца, китайца или корейца и победить. Но это лишь потому, что они ученики русских преподавателей.

— Как заинтересовать молодых людей заниматься музыкой?

— Думаю, что нужно заниматься тем, что любишь. А если не любишь, узнать об этом получше. Для этого мы и фестиваль организовали.


Аргументы и факты-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе