Живых корней златая крона

Песенное искусство героических советских времен приобретает особую актуальность для современной России.
23 февраля, в День защитника Отечества в Московской консерватории состоялся праздничный концерт. Факт сам по себе вполне естественный и не вызывающий удивления. Для меня – бывшего жителя Одессы, уже давно понятно, что нынешние Российская Федерация и Республика Украина это, как говорят в моем родном городе — две большие разницы. Особенно в плане отношения к историческому наследию и к традиционным культурным ценностям. Если на территории съехавшей с катушек «окраины» все это сегодня беспощадно втаптывается в грязь и подменяется картонными идеологическими суррогатами, то в РФ делается максимум возможного, чтобы сберечь преемственность поколений и передать славные традиции предков в новые сильные руки и умные головы. Так что в этом смысле никаких откровений праздничный концерт Москве не явил.



Впечатлило другое. А именно – ответная реакция зала. Живая, заинтересованная, очень теплая, она убедительно свидетельствовала о том, что перед нами не высохший от старости ритуал, не дежурное отбывание «патриотического номера», а сама суть мировосприятия собравшихся здесь людей. Среди которых, кстати, едва ли не большую часть составлялась молодежь! И это при том, что практически весь репертуар концерта был составлен из музыкальных произведений советских времен, которых эти молодые люди очевидно не застали. Тем не менее, поистине чудодейственная сила настоящего искусства сделала их современниками той эпохи. Особая заслуга в этом эффекте присутствия принадлежит, естественно – авторам, исполнителям и творческим коллективам, участникам концерта. Среди них – народная артистка СССР Александра Пахмутова, солист Василий Ладюк, академический большой хор «Мастера хорового пения», государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, симфонический оркестр МВД России.

Они не стали изобретать велосипед и заниматься так называемым формотворчеством – то есть приделывать великой музыке прошлого ходульные попсовые «прибамбасы». По-настоящему высокому искусству свойственно высочайшее уважение и такт по отношению к творческим достижениям предшествующих поколений. И то, что современные молодые исполнители сумели пробиться через колоссальную толщу времени и настолько проникнуться духом давно ушедших времен, чтобы в течение двухчасового концерта не допустить ни единого отклонения от тогдашнего «золотого стандарта» — это действительного дорогого стоит. И говорит, прежде всего, о том, что связь времен действительно существует и эстафета поколений русской цивилизации, несмотря ни на что, продолжается. Более того, очищенная от шелухи позднейших искажений музыкальная и смысловая ткань советского прошлого, обладает первозданной силой заключенной в ней великой правды, которая беспрепятственно вливается в людские души и порождает в них идеальный резонанс глубокого понимания своих предков. Тот самый «момент истины», пройдя через который человек приобретает стойкий иммунитет против лжи псевдоисториков и дурновкусицы нынешней антикультуры. Когда со сцены в ходе исполнения знаменитого «Марша артиллеристов» прозвучало исторически достоверное «Артиллеристы – Сталин дал приказ….» было почти физическое ощущение того, что по залу прошел разряд духовной энергии огромной силы..

 И еще одна истина становится бесспорной в результате этого полета на музыкальной «машине времени». Такие песни, с таким невероятным, особенно по нынешним временам зарядом жизнелюбия и веры в разумное начало бытия, не мог петь «угнетенный советским режимом народ», как сейчас это нам рассказывают «оракулы» из зомбоящика. Советская песня в её лучших проявлениях действительно было всенародной любовью, ее пели практически все и везде, что является неопровержимым доказательством того, что та страна дарила своим гражданам душевный комфорт, чувство свободы и своего человеческого достоинства. И, конечно же, такие люди не могли ощущать себя «подневольным быдлом». Во всяком случае, я- рядовой советский человек, точно себя таковым не ощущал. И когда весь зал стоя встречал овациями народную артистку СССР Александру Пахмутову, было такое ощущение, что люди встречают не только Пахмутову, и не столько народную артистку СССР, сколько сам Советский Союз – в её лице!



 Отдельно стоит сказать о главном солисте этого выдающегося концерта – Василии Ладюке. Еще два дня назад он, по надежным сведениям, сидел на антибиотиках и уколах ввиду тяжелейшего гриппозного состояния. И, тем не менее, вынес на себе основную тяжесть этого испытания и пел так, что публика категорически отказалась его отпускать и стоя просила продолжать выступление. Четыре песни сверх концертной программы – такого, откровенно говоря, мне ни видеть, ни слышать не приходилось. Будь Василий Ладюк певцом времен СССР, когда патриотический репертуар и такое мастерство исполнения ценились на вес золота, он бы, несомненно, стал звездой советской песни номер один. Сегодня немного другие времена, и РФ – немного другая страна. Но то, что вчерашний концерт все-таки снимало центральное телевидение, пусть пока только в формате телеканала «Культура» — несомненный знак добрых перемен. Потому что еще лет десять назад, когда Василий только начинал свою исполнительскую карьеру, о выходе с такой патриотической программой на широкую публику даже речи не было. В стране господствовали либеральные «ценности» и тотальное отрицание так называемого «совка». Но переоценка ценностей ныне снова в повестке дня и Россия сегодня вновь на пороге больших испытаний и великих свершений. И сообразно этому историческому моменту будет меняться язык и смысл искусства. И то, что еще вчера считалось «пережитком прошлого» вновь станет основным содержанием настоящего. И такие уникальные люди, как певец Василий Ладюк, не разменявшие свою русскую душу на медяки «общечеловеческих ценностей», будут призваны к служению всей стране, которая, и вчера я в этом убедился, истосковалась не только по правде песенного слова, но и по великой правде праведной жизни.




Автор
Юрий Селиванов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе