"Если мы не можем защитить права сексменьшинств, то не можем и права верующих"

Президентский Совет по правам человека на специальном заседании обсудил законопроект о защите чувств верующих с депутатами, сенаторами и представителями общественных организаций.

Фото: Наталья Логинова/Коммерсантъ

Законопроект, согласно которому оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан или осквернение мест паломничества и культовых сооружений может повлечь наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет, был внесен представителями всех четырех фракций в Думу в сентябре 2012 года. Впрочем, уже в ноябре Владимир Путин на заседании президентского Совета по правам человека заявил о том, что с принятием законопроекта лучше не торопиться, чтобы "не было перегибов".

О том, какие предложения по законодательству в этой сфере представят президенту, PublicPost рассказал глава рабочей группы Совета по гражданским свободам и гражданской активности Николай Сванидзе.

— Какие решения были приняты на специальном заседании Совета?

Решили одобрить заключение экспертной группы — в нынешнем виде законопроект не годится. То есть дальше должны будут последовать предложения по тому, как должно выглядеть законодательство в этой области.

— Какими будут эти предложения? "Известия" написали о том, что Совет предложил наказывать за хулиганство в храме заключением на срок до 7 лет.

"Известия" выдрали некоторые предложения Минюста из контекста того, что вообще предлагал Совет или собирался предложить. Во-первых, они вообще взяли черновой вариант, который не был ни принят, ни утвержден. Во-вторых, Совет по правам человека вообще не занимается мерой наказания: то есть размером штрафов, сроками отсидки. Это не по нашей части. Мы занимаемся концепцией. Условно говоря, решаем, что в храме должно быть жестче (наказание за правонарушение — прим. ред.), чем вне его пределов, вносить или не вносить дополнительную статью в Уголовный кодекс.

— Как определить, что оскорбляет чувства, а что нет? Почему правонарушение в храме должно караться суровее?

Общепринятым является то, что вещи, к которым отношение на улице достаточно лояльное, в пространстве храма должны быть жестко наказуемы. Я с этим согласен. Потому что одно дело, когда ты говоришь, что Бога нет — ты так считаешь и полное право имеешь так считать, и никто не вправе обижаться. Другое дело, когда ты приходишь в храм, мечеть или синагогу и начинаешь там кричать, что Бога нет. В данном случае, это уже оскорбительно. Выйди и говори это за пределами храмового пространства. Не ходи для этого туда, потому что там это носит характер сознательного оскорбления. Примерно об этом идет речь.

— Члены совета высказывали также идею предупреждать о том, что человек находится на особой территории, где действуют специальные правила.

У Дискина была идея разделения общества на зоны. На мой взгляд, сама по себе идея благая, но ее реализация погрузит страну в ситуацию сумасшедшего дома. Речь о том, чтобы в каждом углу вешать табличку, что здесь твои взгляды, чувства могут быть унижены и оскорблены: не ходи на "Винзавод" — там могут быть оскорблены твои религиозные чувства, не ходи еще куда-то — там могут быть оскорблены твои эстетические чувства, а здесь могут быть оскорблены чувства, связанные с твоей ориентацией. Все, что угодно. На мой взгляд, это реальный сумасшедший дом.

— Как вы считаете, нужна ли отдельная статья в УК?

Я считаю, и я не раз об этом говорил, что эти темы не должны криминализироваться, не нужно делать более толстым Уголовный кодекс Российской Федерации. Не все духовно-нравственные, социокультурные и даже политические проблемы должны решаться ужесточением репрессий.

Я за то, чтобы все ограничивалось теми статьями УК, которые есть сейчас. Есть еще кодекс об административных нарушениях. По каким-то пунктам штрафы можно было бы увеличить, они там действительно смешные. Но репрессивный путь при защите чувств верующих представляется мне тупиковым, потому что он вносит конфронтацию в общественные отношения. Он делит общество на группы, которые будут относиться друг к другу с недоверием, с враждебностью. Единственный путь — это повышение уровня лояльности всего общества, у людей друг к другу: у верующих к неверующим, у неверующих к верующим, у представителей традиционной сексуальной ориентации к людям другой ориентации.

На мой взгляд, если мы не можем защитить права сексуальных меньшинств, то мы не можем защитить права верующих. Это одной категории понятия. Все зависимо друг от друга. Нужно уважать права, настроения и убеждения друг друга. И те точки зрения, которые отличаются от твоей. Если это все не связано с насилием — это нужно уважать.

Текст: Алиса Иваницкая

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе