Гений чистой красоты: умерла Ирина Скобцева

Муза и жена Сергея Бондарчука была самой красивой актрисой отечественного кино.
Фото: РИА Новости


Актриса, педагог, одна из первых кинокрасавиц ХХ столетия. Впрочем, почетное звание «Мисс шарм» в Каннах она получила не только «за красивые глаза»: Ирина Скобцева была актрисой редкого, почти мистического дарования (пусть в ее фильмографии не так уж много главных ролей — зато каких!) И, конечно, нельзя забывать о той роли, которую она сыграла для отечественного кинематографа, выступая в другой, непридуманной роли — роли музы, спутницы и советчицы своего великого мужа, Сергея Бондарчука. Сегодня Ирины Константиновны не стало. «Известия» прощаются с женщиной, в судьбе которой отразилась история искусства целого столетия.


Ирина Скобцева прожила долгую жизнь — такую, которой хочется искренне позавидовать. Родилась она в Туле 22 августа 1927 года в семье ученого-метеоролога и работницы архива. Несколько поколений Скобцевых жили неподалеку от Ясной Поляны, в местах, овеянных и славой русских оружейников, и могучим гением Льва Толстого. Старшие классы Ирины пришлись на тяжелую военную годину, так что школьную программу девочке пришлось одолевать практически самостоятельно. Тем не менее она успешно получила аттестат и отправилась в Москву — поступать в МГУ на искусствоведа. Судьба благоволила ей, и вскоре она стала обладателем заветного студенческого билета. Но именно тут, в стенах главного университета страны, и поджидала юную красавицу первая встреча с театром...

Увлекшись самодеятельной сценой, Скобцева быстро поняла, что сердце ее лежит именно к этому, да и профессионалы служения Мельпомене начали обращать внимание на статную красавицу с несомненным артистическим дарованием. Даже студенческое замужество (а первым избранником Ирины стал молодой журналист Алексей Аджубей, впоследствии главный редактор «Известий») не помешало принятию решения.


Николай Бурляев, народный артист России:

Ушла великая эпоха. Ирина Скобцева — одна из самых красивых актрис прошлого века. Она останется в своих актерских работах. Но не только, а еще и как спутница большей части жизни великого Сергея Федоровича Бондарчука, который создавал большинство своих шедевров именно при поддержке семейной и творческой Ирины Константиновны. «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Степь», «Борис Годунов», «Красные колокола» — это было создано в период их совместной жизни. Она предостерегала Сергея Федоровича от опрометчивых поступков, которые он в силу своего гения иногда допускал. Она поддерживала Сергея Федоровича в его трудах, они вместе вели актерский курс во ВГИКе и воспитали очень много талантливых учеников


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева в фильме «Отелло», 1956 год
Фото: РИА Новости


Окончив курс в МГУ, Скобцева поступила сразу на третий курс Школы-студии МХАТ им. Чехова. В 1955 году состоялся и ее дебют на экране — сразу в большой, сложной роли в экранизации классики. Маститый Сергей Юткевич пригласил вчерашнюю студентку на главную женскую роль в своей экранизации шекспировского «Отелло».

Роль Дездемоны принесла Скобцевой славу не только на родине, но и за рубежами Отечества: именно тогда хрупкая русская красавица получила звание «Мисс шарм Каннского фестиваля».

Первая киноработа Скобцевой изменила ее судьбу во многих аспектах. С одной стороны, режиссеры отныне почти всегда предлагали ей роли красавиц, часто не обращая внимания на ее феноменальное актерское дарование. С другой — именно на съемочной площадке «Отелло» актриса встретила любовь всей своей жизни. Впрочем, по словам Сергея Бондарчука, впервые он мельком заметил Ирину еще до начала работы у Юткевича — мельком, на троллейбусной остановке. Но именно совместные съемки сблизили молодых актеров, за внешней красотой оба увидели духовную глубину. Так изображение любви переросло в любовь истинную.

Сыгравший «мавра венецианского» Сергей Бондарчук еще только стоял на пороге собственной легендарной режиссерской карьеры. Их союз был не только брачным, но и творческим: Бондарчук часто снимал жену — не в главных, но в характерных и ярких ролях, точно улавливая тонкие «вибрации» таланта Ирины. Кто, кроме Скобцевой, сумел бы столь точно и жестоко сыграть Элен Курагину в «Войне и мире» и кто, кроме Бондарчука, смог поразительно верно уловить «флюиды», иррациональное понимание роли, позволившее показать скрытый в толстовском тексте трагизм образа безнравственной светской красотки?


Кирилл Разлогов, глава Гильдии киноведов и кинокритиков России:

Ирина Константиновна Скобцева — идеальная звезда советского кинематографа, женщина удивительной красоты — и удивительно ровного характера, с большим уважением относившаяся к себе и к окружающим. Встреча с Сергеем Федоровичем Бондарчуком стала для нее решающей. Она сыграла значительную роль в формировании его характера. Он с ней много работал — не только снимал в кино, они вместе вели мастерскую во ВГИКе. Среди ее самых заметных ролей, конечно, Элен Курагина в «Войне и мире».Когда наступили трудные времена нападок на династию Бондарчуков, она вела себя очень достойно и спокойно. А после смерти Сергея Федоровича продолжила сниматься в кино и до самых последних лет время от времени появлялась на экране. Всегда в заметных ролях, потому что не заметить ее на экране было невозможно. Ее потеря — это потеря для всего отечественного кинематографа, но мы ее будем помнить в ее лучших ролях. А те, кто ее близко знал, будут вспоминать женщину доброжелательную, спокойную, никогда не кичившуюся своим особым статусом


Ирина Скобцева в фильме «Суд сумасшедших», 1962 год
Фото: РИА Новости


С 1956 года Ирина Константиновна служила в труппе Театра-студии киноактера. Это было именно служение в высоком, сегодня почти исчезнувшем смысле слова: актриса не оставляла сцену, даже когда ей исполнилось 90. Продолжала она и сниматься — теперь чаще в сериалах, ставших для современного зрителя едва ли не более важной формой киноискусства. Впрочем, работала и в традиционном кино. Многим наверняка запомнились ее роли в фантастическом «Обитаемом острове», снятом ее сыном, Федором Бондарчуком, в комедийном «В стиле jazz» Станислава Говорухина, в исторической драме «Золото» Андрея Мармонтова. Роли умудренных жизнью матерей, властных хозяек и комических тещ объединяло точное, с наведенной еще давно резкостью актерское виденье Скобцевой.

И этим даром она охотно делилась с молодежью, еще в 1970 году начав преподавать во ВГИКе актерское мастерство. Несколько поколений артистов могут искренне сказать «спасибо» и ей, и Сергею Бондарчуку, вместе с которым она вела классы. Не стоит скрывать: во многом Ирина Константиновна оставалась в тени своего великого супруга. Но нельзя забывать и о том, что без таланта Скобцевой, наверное, не было бы и того Бондарчука, каким он вошел в историю кинематографа.


Резо Гигинеишвили, кинорежиссер:

Я благодарен Богу за встречу с ней на съемочной площадке фильма «ЖАRА». Каждая встреча с Ириной Константиновной была праздником, встречей с человеком светлейшим, с тончайшим чувством юмора. Завораживали ее небесная красота, необыкновенная трогательность, я смотрел и влюблялся. Это была вечно молодая, прекрасная женщина, от которой шел свет, освещающий всех вокруг.


Ирина Скобцева на съемках фильма «Сережа», 1960 год
Фото: РИА Новости


Елена Стишова, киновед:

Ирина Константиновна всегда выглядела прелестно, при этом без всяких усилий, без косметики, без сумасшедших туалетов. Едва дебютировав в «Отелло» Сергея Юткевича, сразу стала звездой мирового уровня. Думаю, дело тут в том, что она резко отличалась от большинства знаменитых советских актрис, была женщиной «тонкой европейской выделки».Ирина Скобцева сыграла очень много костюмных ролей, прежде всего эпизодических — никогда не отказывалась от них. Не могу назвать другую актрису ее поколения, которая бы столь же естественно выглядела в самых роскошных нарядах. При этом в жизни она одевалась очень скромно.Она была очень хорошей характерной актрисой. В картине «Сережа» они с Сергеем Федоровичем сыграли жену и мужа, и роль Ирины Константиновны там совершенно прелестная, хотя многие не верили, что они смогут справиться с такими сложными образами, не характерными для них. У нее фантастические и очень неожиданные работы в «Зигзаге удачи» Рязанова и «Поединке» Петрова. Но ее главной ролью было быть женой Бондарчука — так Джульетта Мазина на пресс-конференции ММКФ когда-то сказала, что главное в ее жизни — быть женой Федерико Феллини. Ирина Константиновна была большим другом своего мужа

Сама Ирина Константиновна навсегда останется в зрительской памяти — прежде всего как, пожалуй, едва ли не единственная актриса советского экрана, в которой сочетались по-голливудски яркая красота, несомненное дарование и чистая, русская, толстовская почти духовность. Наследство яснополянских предков, сохраненное в одном из немногих гениев чистой красоты ХХ столетия.














Автор
Владислав Крылов, Сергей Сычев, Зоя Игумнова, Наталья Васильева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе