Главная тайна Марины Нееловой: почему в юбилей актриса вынуждена молчать

Статус мужа накладывает определенные обязательства.


8 января у народной артистки России Марины Нееловой – юбилей. Даже столь важное событие не способно сподвигнуть ее к публичному разговору. Интервью Неелова избегает, разве что для телевидения иногда делает исключения. Да еще на сборе труппы в театре «Современник», где она работает с 1974 года, удалось совсем кратко с ней поговорить.


Дело, наверное, не только в том, что Неелова – жена дипломата, и это требует соблюдения неких формальностей. Просто она такой человек. Не любит, когда произносят торжественные речи, словно кто-то покинул этот мир. Михалкову однажды так и сказала: «Я еще здесь. Все что надо знать о наградах -  Моцарт их  не имел».

Театром Марина Неелова увлеклась в раннем возрасте. Ей не было и пяти лет, когда она впервые оказалась на  балете «Щелкунчик». Запомнила его как чудо, и теперь вспоминает овации, цветы, летевшие  тогда  на сцену с балкона.  А тогда решила стать балериной. Дома перед зеркалом целыми днями повторяла балетные па, вставала на самодельные «пуанты». Поступила в итоге в Ленинградский  институт театра, музыки и кинематографии, где ее мастером стал актер Василий Меркурьев. Мечтала о БДТ, но в 1972 году пришла в Театр им. Моссовета под руководством Юрия Завадского, а через два года стала актрисой «Современника», где и осталась на всю жизнь. Теперь играет Раневскую в «Вишневом саде» Чехова и Акакия Башмачкина в гоголевской «Шинели», продолжает  экспериментировать. 

К юбилею актрисы в  «Современнике» поставили спектакль «203- 205» по пьесе американского драматурга Нила Саймона «Калифорнийская сюита», где  партнером Нееловой стал Леонид Ярмольник. Они играют супругов, которые в  отеле «Беверли Хиллз» вспоминают свою жизнь. В таких случаях руководство театра обычно спрашивает у юбиляра, в какой пьесе он или она хотели бы сыграть. Но на вопрос «МК», так ли это было, Марина Неелова категорично ответила: «Почему выбор пьесы должен согласовываться со мной? Я такая же актриса, как и все остальные.  Но мне хотелось что-то в этом направлении попробовать. Таких ролей у меня не было». И сослалась на то, что в «Калифорнийской сюите» играла Алиса Фрейндлих, с которой они снялись в картине «Карп отмороженный» Владимира Котта. 

Фильм вышел в 2017 году, и там Марина Неелова сыграла последнюю  по времени роль в кино -  учительницу Елену Михайловну на пенсии. Сын к ней  не приезжает, вот она и нашла ему замену – живого карпа, принесенного бывшим и вечно пьяненьким учеником. На сковородку рыбу не отправила, запустила в таз с водой и разговаривает. Врач сказал Елене Михайловне, что она может в любой момент умереть, и она решила приобрести место на кладбище, купила красный гроб, водку и колбасу на поминки. Неелова весь фильм умирает и не боится быть старой и  некрасивой. 

Владимир Котт признался «МК», как переживал, когда Марина Неелова уже согласились у него сниматься. Но все получилось прекрасно. Жили во время съемок в скромной гостинице под Санкт-Петербургом в самых обычных номерах. Других там просто не было. Да их и не требовали ни Неелова, ни ее партнерша Алиса Фрейндлих.  После съемок собирались и разговаривали. «Каждый вечер все спускались в кафе, и там начиналось такое! Я просто молчал и  слушал, - вспоминает Владимир Котт. - Алиса Бруновна,  Марина Мстиславовна и оператор Михаил Агранович рассказывали такие прекрасные истории из собственной жизни, про поездку в Таллинн за пуговицами, про гастроли… Камеру там надо было  ставить и снимать».  По словам режиссера, Марина Неёлова сжилась с героиней так, что виртуозно по его просьбе что-то придумывала прямо на площадке. И никакого  звездного статуса! « 

Первую роль  в кино  Марина Неелова сыграла в студенческие годы в «Старой, старой сказке» Надежды Кошеверовой, вышедшей в 1968 году. В ее фильмографии  много прекрасных работ - «Тень», «Принц и нищий», «Монолог», «С тобой и без тебя», «Слово для защиты», «Осенний марафон», «Ты у меня одна», «Фантазии Фарятьева», «Дорогая Елена Сергеевна», «Тюремный романс»… Жаль, что наши зрители почти не знают удивительный фильм с ее участием  «Ошибки юности» Бориса Фрумина. Он снят  в 1978 году, но сразу же был отправлен  на «полку», где и пролежал до 1988 года - до тех пор,  пока его не показали в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а потом на Каннском кинофестивале. Марина Неёловой сыграла там Полю - нежную возлюбленную героя Николая Караченцова. Поля работает в магазине. Своего жилья у нее нет. Вот она и ночует в подсобке под портретом Есенина. Ее уведет у жениха  вернувшийся на родину из армии Гурьянов, которого сыграл Станислав Жданько. Актер скончался в 1978 году от удара в грудь кухонным ножом. В его смерти обвинили Валентину Малявину. Возможно, с этой трагедией и связан запрет картины. 

Теперь Неелова почти не снимается. Да это, наверное, и нелегко, когда живешь в другой стране. Муж Марины Нееловой - дипломат в ранге Чрезвычайного и полномочного посла Кирилл Геворгян. Ныне он вице-президент Международного суда ООН, располагающегося в Гааге. С 1994 по 1997 годы Неелова жила с мужем во Франции, а с 2003-го переехала в Амстердам, где Геворгян был до 2009 года Чрезвычайным и полномочным послом РФ в Нидерландах. Марина Неелова еще во времена Галины Волчек прилетала играть спектакли в Москву. Специально под нее выстраивали афишу, чтобы актриса могла выйти на сцену  в течение одной-двух недель, то есть она работала практически вахтенным методом. Как сказала «МК» сама Неелова, жить на две страны не так тяжело, даже замечательно, поскольку  не успеваешь соскучиться ни там, ни здесь. «Наработаюсь, как следует в Москве, а потом отдохну в Амстердаме». 

Из-за пандемии актриса чуть ли не два года не виделась с дочерью, живущей в Великобритании. Ника – художник, занимается инсталляциями. Она изучала изобразительное искусство в Лондоне, где и осталась жить и работать. 7 января в Центре Вознесенского завершила работу ее выставка, где представили ее пространственные инсталляции и серию скульптур из старых поручней.

Автор
СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе