Интернет, Налич, Kiss, Кашин

Рок-музыка: итоги 2008 года

Песни через Интернет. Еще летом, за кулисами фестиваля «Нашествие» лидер «Воплей Видоплясова» Олег Скрипка фактически резюмировал главный итог 2008 года в шоу-бизнесе. «Многие жалуются, что диски мы выпускаем редко, - разводил руками музыкант, - Ну как бывает: запишут «Вопли Видоплясова» песню, а ее сразу кто-то крадет и выкладывает в Интернет. Тратишь месяцы на альбом, кучу денег это стоит, между прочим, но потом заглянешь в сеть и видишь: а наши песни уже там и их тысячи хлопцев скачали…Поэтому, наверно правильнее будет не ждать завершения записи CD, а продавать рекорд-компаниям отдельные песни… По-другому теперь, наверное, просто бессмысленно.» Также поступают теперь «Високосный год», «Серебро», Петр Налич и даже «Аквариум». Но при активном вторжении Интернета в отъем доходов у музыкантов, есть и группы, видящие в этом только преимущества. 
Ирина Акимцева – солистка группы «Лакмус» - тоже считает, что «концепция альбомов себя исчерпала». «Поклонники, долго не слыша новые песни группы, начинают думать, что она распалась. Но мы распадаться не собираемся и отныне каждую только что записанную песню сразу же будем выкладывать в Интернет.. », – заметила артистка. Кстати, способ вполне надежный надежная: если группа часто издает новые песни, то поддерживает поклонников. А у промоутеров появляются все новые поводы «заряжать» артистам концерты-премьеры в клубах или на гастролях…

Прорыв года  

Петр Налич. Как раз благодаря Интернету этот прорыв и стал возможен. Подмосковный архитектор Петр Налич в компаниях друзей любил петь под гитару. Любил настолько, что даже пошел заниматься вокалом. И на один из своих хитов, «Гитар» (тот самый, с припевом «кам ту май будуар»), вместе с друзьями записал на видео. Небольшой компанией, безо всякого сценария, попели-покуражились перед камерой. Но уж больно притягательна оказалась песня, эдакий горячительный пунш из лихой балканской песни (сам Налич на четверть босниец) и ироничного московского тусовочного стеба.

Долго ли, коротко ли, в итоге «Гитар» стал одним из самых скачиваемых в Интернете хитов. А Налича начали так часто приглашать на корпоративы, что он забыл про повседневную работу и собрал постоянную группу. И работает в ней настолько успешно, что даже раскрученные телезвезды завидуют доходам Интернет-выскосчки. Несмотря на концертную занятость, Петр все-таки нашел время на запись сингла, вышедшего весной в качестве приложения к журналу «Афиша», а осенью презентовал диск полноценный диск «Радость простых мелодий».Все было спето-сыграно очень весело, стильно, по-цыгански удало и по-московски глумливо, затейливо и бойко. Диск вначале тоже продавался через Интернет (по системе «плати сколько захочешь»), а затем уже Петру Наличу взялся умело помогать мощный, знающий толк в шоу-бизнесе концерн «СБА Продакшн».

Лучшая московская гастроль 

Kiss. Выбрать в этом году было из кого. К нам (в смысле – к нам в Россию, а не только в Москву) охотно топ-звезды: Jethro Tall, Deep Purple, Scorpions, Кит Эмерсон. Но лучшим концертом стали все-таки шоу Kiss в Москве и Санкт-Петербурге. Все было отрепетировано до мелочей, почти никакой импровизации на сцене. Песни все давно известные: Love Gun, Detroit City Rock, I Was Made For Loving You. Но при этом – сцена с впечатляющими декорациями, огненные пушки, многоцветные фейерверки, видеоэкраны, драйв музыки и отточенное мастерство исполнителей. Kiss то взлетали в воздух, то истекали клюквенной кровью. Почти уже шестидесятилетний Джин Симмонс пел из-под купола «Олимпийского». Пол Стэнли, уцепившись за прикрепленную под потолком лонжу, летал над зрительным залом. Сказал, что хочет «посмотреть как там себя чувствуют зрители в последних рядах»…

Лучший концерт отечественной группы

Павел Кашин. Презентация альбома «Солнцеклеш» во МХАТе. Музыкант не первый раз выбирает для своих премьер сцену знаменитого театра – и не зря. Он и сам, наверное, сегодня один из самых масштабно мыслящих, глубоких и разноплановых российских музыкантов – ему под силу превращать концерты в большое событийное действо, с неповторимой энергетикой и драматургией.

Этот артист за один концерт бывает разным – он то трагичный Пьеро, то неунывающий Арлекин, то грустный и неутомимый романтик, не меняющий любовь на деньги, даже несмотря на переменчивую моду и непростую жизнь. И свои концерты Кашин режиссирует искренне, без халтуры, масштабно – приглашает ансамбль струнных, или гитариста «Мумий Тролля» Юрия Цалера. Одна бэк-вокалистка у Павла теперь поет классическим вокалом, другая – роковым…

«Надоели все эти стандартные «поющие трусы». Людям нужны уже не надоевшая и разрекламированная «умца-умца». Им хочется чего-то душевного, настоящего… Не придуманного, а наоборот - теплого, свежего и не напрягающего», – сказал Кашин после концерта в интервью «РГ».

Альбом года

«Ундервуд». «Все те, кого ты так сильно любил». Новый релиз симферопольских врачей Владимира Ткаченко и Максима Кучеренко, уже давно ставших московскими музыкантами, выполнен на тонкой и изысканной грани рокабилли, ретро рок-н-ролла, нео-декаданса, романтизма, солнечной грусти и спонтанной радости каждого проживаемого дня. Их нынешний диск – фактически, музыкальный дневник увлеченно проживаемой жизни, рассказывающий о ее открытиях, влюбленностях, впечатлениях, о встречаемых на пути людях и обязательных сожалениях и разочарованиях. Надо сказать, что в творчестве этих артистов стихи всегда значат не меньше, чем музыка – и могут восприниматься и в отрыве от звукового ряда. 

Разочарование года

Земфира. Еще недавно эта певица считалась рупором, нервом и болью поколения нынешних тридцатилетних. Понятно, что мы не можем потребовать от Земфиры снова писать такие песни как «Хочешь?», «Синоптик», «Ромашки», «Спид» и «Аривидерчи». Никто не стоит на месте, никто не остается тем, кем был. Сейчас она - другая, сейчас у не время редких корпоративов и домашних, житейских забот. В песнях последнего альбома «Спасибо», конечно, есть мелодическое и исполнительское совершенство, высокий профессионализм… Но, говоря строчками Окуджавы, «что-то главное пропало». Добротная, стоящая работа, но как будто написанная для самой себя. Едва ли это можно ставить артисту в вину – но ничего не сделаешь, от Земфиры мы привычно ждем большего.

Александр Алексеев

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе