Карл Маркс стал народовольцем

К 20-летию падения Берлинской стены приурочен художественный конкурс, объявленный представительством Евросоюза в России. На финальной выставке "Европейская мастерская", проходящей в ЦДХ, показаны два десятка лауреатских проектов.

Хотя многие россияне испытывают некоторые сомнения, считать ли свою родину частью Европы, у наших западных соседей, похоже, мнение на сей счет определенное. С точки зрения географии, да и с культуры, они расценивают Россию как европейскую страну - во всяком случае, на это намекает подзаголовок выставки, звучащий как "Творчество в общем культурном пространстве". 

Условиями конкурса, объявленного несколько месяцев назад, авторам предлагалось поразмышлять о последствиях крушения Берлинской стены, то есть устранения внутри континента политических границ и идейных барьеров. И заодно покумекать, каким боком к этим процессам причастна современная Россия. 

Можно было бы вообразить, что речь идет о воспевании Евросоюза в формах, доступных пониманию тамошних бюрократов. Но жюри конкурса (оно оказалось целиком российским, под председательством искусствоведа и куратора Екатерины Деготь) двинулось по иному пути. Из двух сотен поданных заявок в финал пробились те, которые трактовали тему неоднозначно, а то и вовсе иронически. 

Чего стоит хотя бы инсталляция "Тренировочная полоса" Степана Субботина, где звезды с флага ЕС и символы единой европейской валюты превращены в элементы полосы препятствий. А метафорой пресловутого падения Берлинской стены стал железобетонный блок, будто бы придавивший своим весом неопознанных лиц - лишь ноги торчат из-под массивной плиты. Автор этой инсталляции Сергей Воронцов вроде бы ссылается на ощущения двадцатилетней давности, но каждый зритель волен спроецировать образ и на сегодняшнюю ситуацию. 

Словом, иронии и критики в адрес единой Европы набирается изрядно, хотя не забывают художники и про собственную идентичность. Любопытен проект Веры Хлебниковой и Хаима Сокола под названием "Словарь-минимум": используя типовые фразы советских лет, применяемые для обучения иностранным языкам, авторы возводят виртуальную стену недопонимания между народами. А Константин Звездочетов в лубочной манере преподносит некоторые плоды влияния европейской культуры на отечественную - будь то венский стул, расписанный под березу, самовар с псевдоантичными орнаментами или бюстик Карла Маркса в облике народовольца. 

Не обошлось, разумеется, без скучнейшего социального видео (проект "Гренельские соглашения" от группы "Фикс Рифф Будрайтскис Олейников"), без абсурдистской версии авангарда, изматывающей зрение и слух (мультимедийная инсталляция Юрия Лейдермана "Бабушка! Ну где же ты, бабушка?!"), и без якобы многозначительной интерактивности, которая на практике ведет лишь к разочарованному недоумению ("Свободное пространство" Андрея Малышкина). 

Что ж, оно и понятно: если играть по европейским правилам, пусть наличествуют все тамошние тренды - даже те, от которых у самих европейцев давно скулы сводит. Толерантность, толерантность и еще раз толерантность плюс щепотка эпатажа и ложка медитативности. Наши художники и кураторы неплохо освоили навык составления визуальных пазлов, которые при внешней причудливости фрагментов легко образуют удобную для всех конфигурацию. Хоть сейчас в Европу.

Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе