Марк Захаров: Быть шутом - романтично, весело и опасно

Знаменитый режиссер побывал на Телеканале «Комсомольская правда» в гостях у Елены Ханги [видео].

«МАРК, БЕГИ ЗА ШАМПАНСКИМ!»

- Марк Анатольевич, вы сорок лет руководите театром «Ленком». Возможно, вас много раз спрашивали, но мы - ни разу: какой ваш любимый спектакль?

- Наверное, «Доходное место» в 67-м году в Театре сатиры с Андреем Мироновым, Папановым и Пельтцер. Как сказал Плучек тогда: «Марк, ты прорвался, беги за шампанским». Потом, правда, Екатерина Алексеевна Фурцева (министр культуры СССР. - Ред.) посетила этот спектакль. Как мне позже объяснили, она искала ошибки Московского горкома партии, который разрешил постановку. И нашла.

Счастье работать с единомышленниками... На 80-летнем юбилее «Ленкома» художественному руководителю Марку Захарову рукоплескала вся труппа.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Я ничего не менял в тексте Островского, но там был очень сильный монолог Пельтцер о том, что появились такие молодые люди, которые «не хотят брать взяток, хотят жить одним жалованьем», и как можно дочерей выдавать за таких людей? Фурцеву это смутило. Олег Ефремов сказал тогда: «Не жалей». О «Доходном месте» будут помнить как о легенде.

- А что сегодня посмотреть?

- Мы с Табаковым обсуждали: вот приедет человек в Москву - какой спектакль посоветовать? Больше четырех названий не придумали. Сначала надо идти в Театр Пушкина на «Доброго человека из Сезуана». Потом закалить себя - посмотреть новое искусство, которое делает Богомолов во МХАТе. А в «Ленкоме» с большим успехом идут «Небесные странники», «Пер Гюнт» и, как ни странно, «Вишневый сад» - там нет джинсов, современных костюмов, но есть взгляд на потерю, которая постигает каждого человека.

На кино у Марка Анатольевича сегодня нет времени. А жаль... 

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«УКРАИНА - ЭТО НАША БОЛЬ»

- Марк Анатольевич, как вы относитесь к событиям на Украине?

- Были письма поддержки политики Владимира Путина в Крыму. Я и Леонид Сергеич Броневой тоже приняли участие в поддержке, но с опозданием. Потому что не знали о письме. И потом мы с ним вместе - уже отдельно - выступили против украинского кризиса, который страшно ударил по гражданам обеих стран... Это наша общая боль.

- Было еще некое письмо против действий России на Украине, якобы подписанное вами.

- В интернете. Там иногда о себе можно прочесть бог знает что. Это очередное недоразумение.

- Должен ли артист, режиссер публично высказывать свою гражданскую позицию, когда общество поляризовано?

- Это личностная проблема. У меня, например, каких-то специальных украинских контактов почти нет. Есть, правда, один богатый человек, который помогал театру. Это украинский меценат Виктор Пинчук. Он помогал и мне, и оркестру Спивакова, знакомил украинцев с достижениями российского театра. Первые гастроли с «Тартюфом» прошли в Днепропетровске. Это большое дело - ведь сейчас организовать гастроли театра, как в советское время, практически невозможно. Поменялись цены на транспорт, на гостиницу.

- И это при том, что ваш театр буквально забит зрителями.

- Постучите по дереву! В 73-м году мне повезло, я поставил спектакль «Тиль» по роману Шарля де Костера. Григорий Горин написал очень смешную пьесу - и пошел зритель валом. Горин слышал разговор вахтерш: «Вот раньше зритель ходил в валенках, в галошах, а сейчас - в одной болонье!» Тогда плащи из болоньи считались признаком состоятельного человека, как сегодня «Мерседес-Бенц». Ну а после «Тиля» нам, наверное, ангел-хранитель помогал.

- «Тиль» вывел на театральный небосвод звезду Николая Караченцова. А ведь его карьера не здорово начиналась. Были претензии к его внешности.

- Он был таким нескладным, длинноносым парнишкой, но с горящими глазами, черненькими, как вишенки. Я сделал на него ставку. Но он был там не один. Была еще Инна Михайловна Чурикова, которая уже имела успех в первых фильмах Панфилова, тандем у них с Караченцовым сложился прекрасный.

- Говорят, театр продолжает платить зарплату Николаю Петровичу.

- Это правда. Он внес слишком большой вклад в развитие «Ленкома». Кстати, именно Караченцов первый предложил переименовать театр с пафосным названием «имени Всесоюзного ленинского коммунистического дважды орденоносного комсомола» в «Ленком», взяв эту аббревиатуру из городского фольклора. В этом названии есть частица нашей истории, но есть и дистанция.

- Марк Анатольевич, какая примерно зарплата в театре «Ленком»?

- Это коммерческая тайна, но я отвечу. Молодой человек, который активно работает, зарабатывает у нас сорок - пятьдесят тысяч рублей.

- А если он будет подрабатывать в рекламе, в сериалах?

- Приветствую!

- Но есть режиссеры, которые считают, что это унизительно.

- Раньше мы считали, что унизительно быть уборщицей. Пока не появились клининговые компании, где оператор клининга приезжает на работу на собственном автомобиле. И потом вспомним, как умело снимались в сериалах покойные Янковский и Абдулов…

«ЯЗЫК НЕ ПОВЕРНУЛСЯ СКАЗАТЬ: «ОДЕНЬ ТЫ ЭТУ ГОЛУЮ ДЕВУШКУ!»

- Сегодня в театре много авангардного. У некоторых режиссеров актеры нужду на сцене справляют. В вашем театре на сцене появилась девушка голая. Что можно, а что все-таки нельзя?

- В нашем театре - голая? Это, наверно, «Дона Флор и два ее мужа». Ну, зависит от таланта режиссера. Режиссеру Андрею Прикотенко, вероятно, это понадобилось. А у меня сказать: «Давай ее оденем» - как-то язык не повернулся…

- Возможен сегодня такой персонаж, как Мюнхгаузен, который перевернет землю, воткнув в нее палку?

- Это любимая тема моего друга, ушедшего из жизни, Григория Горина… Тема шутовства. Шут - это профессия романтическая, веселая. Но вместе с тем и опасная. К шуту все слои общества относятся хорошо. Последний шут был Юрий Никулин. Нет людей, которые бы его не любили. Он был народным героем. Сегодня Жванецкий занял свою нишу, которая недосягаема для других людей, работающих в этом жанре.

- В шварцевском «Убить Дракона» есть Дракон, есть Ланцелот и есть «смелые люди, но всего боятся». Сегодня есть реальный материал для подобной пьесы? Кто сегодня Дракон?

- Это человек, который сосредоточил в себе очень большие властные полномочия где-нибудь в регионе. Но больше всего я в этом фильме дорожу некоторым опережением событий. Помните, в картине, когда наступает «свобода», люди бросают в голову полицейского кирпич, он погибает в луже крови, а они радуются, обнимаются и прыгают. Это оказалось вещью злободневной. Относительно украинских событий, в частности…

«С ЖЕНОЙ ЖИВУ, А НЕ РАБОТАЮ»

- Почему вы никогда не снимали свою жену, актрису Нину Лапшинову?

- Жена у меня - сильный человек. И в какой-то момент мне ангел-хранитель сказал: если возьмешь жену, будешь находиться под сильным ее влиянием и дело будет загублено. Вот дочь Саша у нас растет...

- Наши читатели интересуются: когда новое кино снимете?

- Никогда. У меня уже прыти нет. И в театре появились проблемы. Очень много нужно разговаривать, решать, и на кино времени нет.


Дарья ЗАВГОРОДНЯЯ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе