Отдаешь под молодежь!

В Центральном доме художника шумел Фестиваль новой культуры

Один остроумный критик недавно заметил, что так называемое молодое искусство лучше всего справляется с организацией атмосферы драйвовых тусовок и безбашенных послеполуночных пати. Диджеи, виджеи, свет, ритм, движуха, дым, алкоголь, ну и для полного счастья и продвинутости -- немного арта в придачу. Подобную миссию этого самого молодого творчества с блеском продемонстрировал проходивший в Москве с пятницы по воскресенье Фестиваль новой культуры. Среди его организаторов и партнеров Центральный дом художника, фонд «Арт Москва», фонд «Общество поощрения художеств», Институт общественного проектирования...

На три дня ЦДХ отдали на растерзание продвинутой техно, индастриал и электронной музыке, цифровому искусству, театру «вербатим» и стрит-арту. Посетители двигались в коридорах, освещенных призрачным клубным неоном. Заходили в боксы. Пытались понять, как написано в программе фестиваля, «дух времени», прежде всего цели и смысл использования новых технологий в творчестве.


Главные впечатления после знакомства с программой и проектами фестиваля связаны скорее с проблематикой социальной, нежели эстетической. Большинство проектов посвящены новым формам общения внутри творческих комьюнити и между ними, происходящей благодаря хай-тек переоценке привычных иерархических отношений в культуре. Такой замысел имел в виду и директор фестиваля Василий Бычков. В вернисажной беседе с прессой он неоднократно подчеркивал, что фестиваль не об искусстве, а о формах его показа, дистрибуции: «Мы показываем пространства, где культура максимально независима от материальных ресурсов, следовательно, от коррекции идеологий. Понятно, что это прежде всего сетевое пространство, телекоммуникационные формы существования культуры, это уличное искусство».

Действительно от выставки блогов до стенда электронных книжных изданий и виртуальных галерей демонстрируется автономный способ создания и потребления культурного продукта, не зависимого от привычных институций. Самоорганизующиеся сообщества -- реальная, укрепившаяся благодаря сетевой культуре сила в развитии артмира.

Другое дело, какие ценности становятся парадигмой общения внутри этих сообществ. Тут приходится признать, что о реальном инновационном процессе говорить рано. Большинство представленных сетевых и интерактивных проектов как раз организованы по принципу поиска неких дизайнерских модулей, многообразно украшающих жизненное пространство, но не анализирующих его сложно. Вот вам, например, стрит-арт -- световые проекции улиц с фасадами, расписанными граффити. Красиво? Да. Осмысленно? Так же, как всякая тинейджерская субкультурная речь. Вот виртуальная артгалерея и интерактивный музей «Спутник Арт». Подходишь в музее к панели-терминалу. Смотришь меню. Выбираешь фамилию художника. Касаешься ее, и по периметру стен проецируются большеформатные картинки, или репродукции работ (например, известного и очень хорошего художника Тимофея Караффы-Корбута), или имиджи, созданные в сети. Многие (если не большинство) из сетевых имиджей -- вариант такого нового салонного искусства, только сварганенного благодаря компьютеру. Поскольку отсутствует система контроля, а имиджами можно перекидываться по сети с корешами, то набранное в комментариях слово cool!!! в отношении к каждой работе -- пропуск в личный большой арт. Конечно, среди тех, кто cool, встречаются и серьезные мастера, интересно мыслящие над системами и программами нового сетевого формотворчества. Один из них, выставленный в интерактивном музее, -- уроженец Братска Александр Лысов. Он работает над темой generative art -- методом создания произведений при помощи математических алгоритмов, за счет использования системы ошибок и сбоев. Получающиеся электронные композиции покоряют какой-то неоконструктивистской логикой, в них есть визуальная дисциплина. Убеждает и интересный диалог с культурой абстрактного искусства. Но чаще альтернативой такому умному проектированию является все тот же малоосмысленный cool-дизайн.

Во время вернисажа у стенда «Digital Супрематизм» девушка рекламировала как новую для искусства технологию «тач скрин». И прикосновением к панели раскрашивала «Черный квадрат» Малевича во все цвета радуга. «Зачем?» -- спросил я. «Прикольно», -- ответила она. Исчерпывающе.

Среди тех, кто все-таки запомнился в лабиринте боксов различных новотехнологичных штуковин, -- выставка «Световое граффити» -- разработанные благодаря нескольким энтузиастам (среди которых петербуржец Михаил Чуркин) письмена и имиджи, что делаются световым лучом и фиксируются внутри фотоизображения. Особенно восхитительна написанная светом вязь арабских букв. Очень понравилась демонстрация «Перфомансов для видео» художницы Таус Махачевой. Вместо зрителей -- камера, которая фиксирует удивительную пантомиму свернутых в кокон персонажей, что населяют гигантские свадебные залы Дагестана. Подобный же метод сопряжения в собственном творчестве видеоарта, перфоманса и пространственно-пластического моделирования увлекает и еще одного лидера нового поколения Илью Трушевского.

А самым интересным пространством фестиваля (не считая, конечно, сарая на морозе во дворе, где подавали привезенные артелью «Никола-Ленивецкие промыслы» Николая Полисского самогон и соленые огурцы с салом) оказался впервые открытый для публики технический подвал ЦДХ. В нем крутили архивную советскую анимацию, показывали собранную Андреем Смирновым редчайшую выставку о музыкальных экспериментах первой половины XX века, о звуке из бумаги, революционных музыкальных машинах и терменвоксе. В этом же подвале ночи напролет зажигали самые модные диджеи и музыканты-экспериментаторы из многих стран мира. И это пространство идеальной тусы вполне логично стало самым главным на фестивале о новых технологиях entertainment. 

Сергей ХАЧАТУРОВ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе