Прикольное искусство будущего

Члены коллектива Electroboutique мотивируют свой выбор в пользу искусства, легкого в исполнении и восприятии  

В последние годы мы стали свидетелями бурного развития артка — направления в актуальном искусстве, восходящего корнями к ранним годам модернизма и стремительно утверждающегося на международной художественной сцене.

Арток (термин впервые предложен Аристархом Чернышевым в 2007 году) — легкий арт (слово образовано по аналогии с «джазок» — легкий джаз), искусство, сделанное в сжатые сроки и с минимальным бюджетом (исключение составляет мегаарток, см. ниже), основными приемами в производстве которого является рекомбинация, совмещение несовместимого, помещение объектов в парадоксальный контекст. Рекомбинация в отличие от деконструкции подразумевает сборку деконструированных объектов в новый объект, отличающийся от оригиналов совершенно новыми, иногда противоположными по отношению к оригиналам свойствами, что, собственно, и создает парадоксальный, прикольный или смешной эффект. (Наиярчайшим проявлением приема рекомбинации является «фотожаба» — народная версия артка, в которой отсутствует объект как таковой, а есть лишь цифровое изображение, которое дорабатывается пользователями сети. В «фотожабе» эффект прикола является главной задачей.)

Ман Рэй. Подарок. 1921, реплика 1972Ман Рэй. Подарок. 1921, реплика 1972

В производстве артка используются в основном редимейды или копии предметов, людей, животных с минимальным вмешательством художника, без упора на ремесленные навыки, а в случае если таковые требуются, используется наемный труд людей, обладающих ими. Важной отличительной особенностью произведений артка является то, что практически полное представление о них можно получить по их фото- или видеодокументации. К тому же арток использует универсальный, понятный во всем мире символический язык, что позволяет ему молниеносно распространяться через интернет, подобно вирусу, шествуя из одного блога в другой. И главное — арток обязательно должен быть смешным или прикольным, в крайнем случае занимательным, никакой скукоты!

Предлагаемый английский вариант термина — artlet, по аналогии со starlet — звездочка, piglet — свинка.

Основные приемы артка

  • Взять что-то маленькое и сильно увеличить.
  • Взять единичный объект и размножить его.
  • Взять большой объект и перевернуть его вверх ногами.
  • Построить составной узнаваемый объект из «не тех», парадоксальных материалов.
  • Взять два или более объектов из разных, непересекающихся контекстов и соединить их вместе.
  • Рекомбинация — деконструкция с последующей «неправильной» сборкой.

Ай Вэйвэй. Ваза «Кока-Кола». 1997

Wow-фактор

Произведения артка стремятся удивить, поразить зрителя, или, как пишут критики, «заставить взглянуть по-новому на, казалось бы, привычные вещи».

Корни артка

Сюрреализм, дадаизм, реклама, МТВ, 3D-графика, компьютерные игры, дизайн продуктов, голливудские блокбастеры, культура ремикса и cut-and-paste.

Причины возникновения артка

Вытеснение ручного труда промышленным производством, доминирование медийных образов, драматический рост производства потребительских товаров. Выход дизайнерского продукта в фокус внимания. Бренды и тренды. Представление продуктов в рекламе в качестве абсолютных ценностей. Поколения, выросшие в пространстве масскультуры, активно использующей «шокирующие» образы, созданные с помощью приемов, аналогичных приемам артка.

Эрвин Вурм. Инспекция. 2002–2003

Эрвин Вурм. Инспекция. 2002–2003

Огромное, постоянно растущее количество молодых художников — выпускников художественных академий (а теперь еще и армада китайских художников). Арток позволяет им всем самовыражаться, создавая неповторяющиеся произведения в ситуации ограниченного количества актуальных идей, «носящихся в воздухе».

Бурное развитие цифровых технологий, интернета и социальных сетей. Каждый пользователь интернета сегодня может быть производителем, редактором, паблишером и дистрибьютором контента (в случае артка — своих собственных произведений).

Распад сознания, свойственный современному человеку.

Распад сознания

Это состояние, в котором субъект не может создать в своем сознании цельную картину мира (так называемая «цельная картина мира» не имеет отношения к «истинности» или «объективности», это просто модель действительности, которую субъект принимает и понимает — возможно, на каком-то интуитивном уровне — и руководствуется ею в жизни на достаточно долгом временном отрезке) или хотя бы построить некую локальную версию видения мира, обладающую определенной временной стабильностью.

Даниэль Фирман. Jerome (JB). 2006

В связи с отсутствием цельной картины мира субъект обладает фрагментированным сознанием (оно же клиповое), не в состоянии принимать решения, давать оценки. В результате важными становятся детали и их взаимоотношения.

Именно такое состояние сознания позволяет делать и воспринимать арток.

Интернет

Блоги — основной канал распространения артка. Многочисленные визуально яркие произведения артка удовлетворяют потребность интернет-медиа в постоянно возобновляемом арт-контенте. Можно также сказать, что арток уже и формируется интернетом: все больше художников сознательно или нет делают работы, выгодно смотрящиеся именно на интернет-страницах.

Мегаарток

Это дорогой в производстве, масштабный арток. Студентам, не имеющим доступа к бюджетам, мегаарток не по зубам. Им занимаются ведущие художники современности — Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Тони Мателли, Эрвин Вурм, Вим Дельвуа, братья Чепмен и др.

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Грибная Башня. 2003–2009Игорь Макаревич и Елена Елагина. Грибная Башня. 2003–2009

Сюрреализм и дадаизм

Дадаизм во многом был реакцией сознания художников на разрушение старого мира, на ужасы Первой мировой войны. Кроме того, то время — это время становления массового общества, общества потребления товаров и образов. Другими словами, абсурдные произведения дада — первые арт-плоды распада сознания «массового человека».

Сюрреализм — это «абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии ready-made» — определение из «Википедии» подходит и к артку, разница лежит в культурно-историческом контексте и мотивациях. Сюрреалисты стремились к свободе через погружение в мир подсознания, в то время как производители артка просто пытаются сделать считываемое высказывание в ситуации отсутствия доминирующего дискурса и глобализации контекстов.

Арток в России

В России арток пока развит слабо. Сказывается отсталость российской арт-системы по сравнению с западной. У нас практически нет арт-школ, соответственно мало арт-студентов, вообще мало актуальных художников. Кроме того, наше искусство в принципе более консервативное, а также более литературное — в отличие от западного, имеющего богатую визуальную традицию. К тому же у нас менее продолжительна история общества массового потребления и капиталистических массмедиа, поставляющих агрессивные, захватывающие внимание зрителя визуальные образы.

Вадим Захаров. Фонтан. Aqua sacra. 1992

Тем не менее арток в Росии есть! К артку имеют прямое отношение отдельные произведения многих известных художников — Игоря Макаревича, Вадима Захарова, Юрия Аввакумова, ABC и др. Мало-помалу развивается и молодежный, студенческий арток.

Значительный импульс развитию отечественного артка дали фестивали типа «Арт-Клязьма». Методы артка позволяют за короткое время и при ограниченном бюджете создавать яркие произведения — то, что нужно фестивалям и биеннале.

Легитимация артка

Арток прекрасно соответствует концепции Relational Aesthetics Николя Буррио, хотя и не исчерпывает ее. Арток выставляется на крупнейших кураторских выставках и часто продается за приличные деньги. Арток — это долгожданное яркое новое, пришедшее после постмодернизма.

Проблемы артка

Перепроизводство искусства и его медийных образов. Каждый день методами артка создается огромное количество объектов искусства, каждый из которых по-своему хорош. С одной стороны, это подрывает иерархию системы искусства, а с другой — девальвирует произведение, размывает критерии качества. Отпадает необходимость ходить на выставки: можно получить практически полное представление о произведении, глядя на его репродукцию в блоге.

Юрий Аввакумов. Dominoleum. 2007

Юрий Аввакумов. Dominoleum. 2007

Поскольку язык артка универсален и понятен во всем мире, то тут неизбежно уменьшение глубины высказывания и сужение круга затрагиваемых тем.

Будущее артка

Арток, несомненно, будет развиваться, так как он понятен массам и находит у них широкий и положительный отклик. Методы артка позволяют постоянно получать новые, неповторяющиеся арт-объекты; арток позволяет занять работой огромное количество художников. Арток демократичен — даже малоимущие студенты могут его производить. Арток коммуникативен и идеально подходит для блогов. Можно представить, что арток образует жанр интернет-культуры, существующий параллельно институализированному искусству.

Поскольку обычный арток с ростом его количества девальвируется и виртуализируется, будет развиваться мегаарток как составная часть индустрии арт-бизнеса и культурного туризма. Кроме того, репродуцируемый характер артка и мегаартка актуализируют те виды искусства, которые «не работают» в репродукции, которые надо воспринимать «здесь и сейчас», в физическом пространстве. Правда, тут возможны проблемы восприятия такого искусства зрителями, привыкшими к артку в интернете и на выставках.


Kristof Kintera. There is no way to go now. 2007

Делать или не делать арток?

Конечно, делать, особенно молодым художникам. Арток — это современный международный lingo (профессиональный жаргон, англ. — OS), возможность заявить о себе. Арток — это коммуникативное пространство, объединяющее художников и фанов; возможность говорить и быть услышанным вне зависимости от произвола кураторов. Арток — это твой путь к мегаартку или к какому-нибудь другому арту.

Ресурсы

www.vvork.com — ежедневно обновляемый блог по искусству. Много артка.

www.whokilledbambi.co.uk — британский блог: арт, дизайн, мода, музыка.

www.colectiva.tv/wordpress — испанский блог.

www.valentinatanni.com — персональный блог арт-критика.

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе