Сергей Пускепалис: «Когда мне грустно, я иду к людям»

Какой-то он неправильный режиссер. Про театр рассказывает понятно, без намеков на элитарность этого искусства. И актер, конечно, он тоже неправильный. Награжден кучей премий, но настаивает на том, что роли в кино - это хобби

Сергей Пускепалис настолько скромен, что предпочитает не замечать собственной популярности. А ведь после сериала «Крик совы» в него окончательно влюбились почти все женщины с трудной судьбой. Наверное, все та же скромность помешала ему отказать «Телепрограмме» в интервью. Даром что занят он настолько, что ночует прямо в театре: Сергей Безруков, худрук Московского Губернского, лично разрешил.

«Сын все делает здорово»

- Сергей, недавно на канале «Россия 1» прошел фильм «Две зимы и три лета» по Федору Абрамову, где ваш сын Глеб сыграл одну из главных ролей. Смотрели?

- Я такие телевизионные фильмы предпочитаю смотреть без рекламы. Страшно отвлекает! Как-нибудь возьму диск и посмотрю всю историю целиком. Я очень рад, что Глеб снялся в кино по блестящим романам, где все пропитано таким понятием, как совесть.

- Сердце отцовское екает, когда видите его на экране и сцене?

- Без сомнения. Хочется, чтобы он развивался в профессии не по инерции, а осознанно. Убеждаюсь с каждым разом, что его решение этим заниматься - взвешенное и правильное. Недавно был на премьере у Сергея Женовача (худрук театра «Студия театрального искусства». - Ред.). Замечательный спектакль «Записки покойника», где у Глеба пусть небольшая, но яркая роль. Очень органично там смотрится и все делает здорово.

- Когда делитесь с ним впечатлениями о его работах, вы себя сдерживаете? Вы же режиссер - вам, наверное, трудно промолчать.

- Нет, я на самом деле и другим актерам не говорю особо. Потому что не знаю, наврежу этим или помогу. Человек сам в ответе за то, что сделал. Могу сказать «мое - не мое». Даже не скажу, наверное, «нравится - не нравится».

 

Бесконечный океан одиночества - все, что осталось у героя Пускепалиса в картине «Как я провел этим летом» (2010).

Фото: кадр из фильма

- Помните, как он стал взрослым?

- Я думаю, это произошло после «Коктебеля» (лента 2003 года с 10-летним Глебом Пускепалисом в главной роли. - Ред.). Он вернулся после съемок, и это был уже мужчина - лет немного, но вполне самостоятельный, все понимал и ощущал.

«Меня трудно пилить. Я не очень пилимый!»

- Вы ставили спектакли в десятках театров по всей стране. А Москву как будто намеренно обходили.

- Договоренности, которые возникали в Москве, требовали от меня больших компромиссов. Начало было положено благодаря Олегу Павловичу Табакову - в его «Табакерке» я сделал свой первый самостоятельный спектакль в Москве, «Женитьбу Белугина». После этого пошло... Был ряд неудач до этого, я никак не мог вписаться в систему.

- Может, вам просто хорошо, когда переезжаете из города в город?

- Это все-таки была производственная необходимость. Я в этом смысле не сдерживаю себя территориально.

- Вы по-прежнему не переехали в столицу навсегда и считаете домом Железноводск?

- Москва, мне кажется, не сильно пригодна для жизни. Очень трудно передвигаться, особенно когда активно работаешь. В данный момент я вообще живу в театре: попросил у Сережи Безрукова возможность не тратить три часа на дорогу. Живу, думаю, репетирую...

- И прописки московской нет?

- Нет, у меня железноводская.

- Жизнь в разных городах - это скорее благо для супругов? Говорят же, что иногда полезно отдыхать друг от друга.

- Ой, я не берусь отвечать на эти вопросы! У каждого своя жизнь. У нас так сложилось, живем до сих пор. И собираемся дальше этим заниматься. У кого-то, может быть, сложится по-другому. Главное, чтобы люди, ну… Не терпели друг друга.


 

«Метро» (2013): в триллере про катастрофу в подземке герой Пускепалиса узнает, что жена ему изменяет, в самый неподходящий момент.

Фото: кадр из фильма.

- Неужели Елена вас не пилила никогда? Не требовала, чтобы всегда жили дома?

- А меня трудно пилить очень. Я такой... не очень пилимый! Но считаю, что лучше не давать оснований для этого.

- Мотануться на день в Железноводск можете?

- Бывает. Это теперь не столь затратно.

- Неожиданно попав в кино, вы за первую же роль отхватили грузовик призов. Почему дальше не пошли по этой дорожке? Ведь довольно редко снимаетесь.

- Я иду по этой дорожке!

- Но говорите, что актерство для вас - хобби.

- Естественно, хобби. Я не кокетничаю. Основной вид деятельности у меня другой. Я все-таки вижу себя в режиссуре больше. Но когда возникают интересные кампании, где могу выступить в роли киноактера, я совсем не против. Летом, наверное, сам начну фильм снимать.

- В театре вы командуете людьми. А в роли актера сами вынуждены исполнять волю режиссера. Может, в этом дело?

- Я в театре стараюсь избегать слова «вынужден». Никто не вынужден выполнять мою волю. Я очень добрый режиссер. Надо работать с любовью, радостью! А если ты из-под палки чем-то будешь заниматься, это недолго проживет.

«Жизнь интереснее, чем мы о ней думаем»

- О чем будет ваш фильм?

- Картина по сценарию Алексея Слаповского - мы с ним сотрудничаем уже давно и плодотворно. По его пьесе «Клинч». Будет там сниматься Алексей Серебряков, мы с ним в режиме сговора. Фильм о среднем возрасте, скажем так. О мечтах, грезах и реальной жизни взрослого человека.

- Об этом практически все фильмы, в которых вы играли. История мужчины в кризисе.

- Ну я бы так сказал: человек не в благополучии. Все нормальные люди так живут. Просто делают вид, что более или менее благополучные. Но все равно внутри конфликт - то с одним, то с другим, то с третьим обстоятельством.


«Жизнь гораздо интереснее, чем наше отношение к ней»

Фото: PHOTOXPRESS.

- И всегда в среднем возрасте?

- Ну конечно. Когда уже накоплен объем опыта, знаний и надежд и их баланс внутри изменяется.

- У вашего анестезиолога Маслова из «Простых вещей» все было плохо. Жена обрыдла, денег нет, в тюрьму чуть не сел. Почему же в итоге все наладилось? Потому что кино должно дарить надежду?

- Мне кажется, это природа такая у человека. Что бы ни случилось, жизнь сама по себе гораздо интереснее и разнообразнее, чем наше отношение к ней. Вот так бы я сказал, философски. У него есть способность понять, что бы с ним ни происходило, что жизнь - это что-то чудесное, в котором место есть всему.

- Неужели это понимание - единственное, что может помочь?

- Много всяких интересных формулировок. Мне нравится такая: «Жизнь принадлежит не нам, а тем, кто нас любит». И ты должен ею распоряжаться не как тебе, любимому, хочется. Чтобы не подвести близких. Если у тебя есть близкие люди, есть перед кем быть в ответственности - это здорово. А если нет… Надо задуматься: а почему?

- В картине «Как я провел этим летом» ваш герой теряет семью. Смысл жизни. Как считаете, он сумел справиться с этим?

- Конечно, сумел. Другое дело, что обстоятельства сложились таким образом, что он живет, но уже убит практически.

- Но он выплывет?

- Пусть у каждого будет свой вариант.


 

Детективный сериал «Крик совы» про благородного кагэбэшника стал одним из лучших в прошлом году.

Фото: Первый канал.

- Вы бы какой предпочли?

- Мне кажется, не место ему в этом мире, в котором у него нет семьи. И он честно доживает жизнь, ничего не делая с собой.

- Существует такая точка зрения: надо жить так, будто завтра можешь все потерять.

- Я понимаю, что так легче, конечно, жить. Мне нравится другая формулировка: memento mori, «помни о смерти». Она точнее помогает.

- Вы помните свой кризис среднего возраста? Высоцкий пел про 37...

- Когда я умру, может, люди со стороны и поймут, когда у меня был этот кризис. Это же все растворено в реке жизни. Я не могу сказать: «Вы знаете, 18 марта такого-то года у меня начался кризис, а закончился он 20 июня». Что-то было, наверное… Я не помню, не фиксирую.

- По всей видимости, вы очень закрытый человек, переживающий все внутри. С другой стороны, людям творческих профессий важно куда-то девать эмоции.

- У меня есть возможность выражать себя через спектакли, фильмы, сценарии. Своей личной жизнью кого-то обременять я никогда не хотел и не собираюсь. И у других не приветствую, когда начинают вешать на тебя свои болячки. Если действительно интересуешься человеком, можешь сам спросить, что с ним. Посчитает нужным - расскажет. А ходить и хвастаться, что мне так плохо... Результат будет один и тот же. От тебя все отвернутся. Мне кажется, знание материала меня спасает. Ведь все сценарии уже известны.

- Знаешь мировую драматургию - и внутренний кризис не страшен?

- Для чего нужно искусство? Для того, чтобы побороть свои страхи перед миром. Началось все с наскальных рисунков. На любой страх сейчас можно найти ответ. Просто надо не лениться почитать, посмотреть.

- Вы можете выйти из себя? Долбануть кулаком, швырнуть в сердцах что-нибудь?

- Нет. Как это… «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» (знаменитая цитата из «Ревизора» Гоголя. - Ред.). От того, что я зашвырну подсвечник, ничего не изменится.

- Все это понимают, но не все могут справиться с собой.

- Это их проблемы. А у меня и подсвечники все целы, и люди все здоровы.


 

Елена и Сергей вместе уже больше 20 лет. Она в Железноводске, а он... в вечных командировках.

Фото: ИТАР - ТАСС.

- Что практикуете для психологической разгрузки, помимо работы?

- Общение, и только общение. С хорошими людьми. Мне кажется, это самое главное. Я думаю, в одиночку человек не справится никогда ни с чем.

- Не изливая душу, а просто побыть с кем-то?

- Побыть с кем-то, кому хорошо в данный момент. Порадоваться за них, и тебе уже легче. Это тепло и тебя согревает. А в одиночку, уходить в запой… Это путь в никуда.

- Ваш новый спектакль «Первое второе пришествие» на библейскую тематику. Вы верующий?

- Сочувствующий. Как Слаповский (автор пьесы. - Ред.) говорит, «верующий по инстинкту». Все, что придумано, чтобы помочь человеку жить, - это здорово. И как это можно отрицать? Хотя атеизм тоже вера, и еще позабористей, чем религиозность.

«Кино про человека уходит в телевизор»

- В «Крике совы» - вашей последней телеработе - вы окончательно закрепили за собой образ надежного такого мужика, благородного и справедливого. Женщины в восторге.

- Я очень «прикладно» отношусь к этому всему. Если кому-то мои герои помогают, если кому-то легче от этого становится, это здорово.

- А вы не себя играете каждый раз?

- А только себя все и должны играть. А кого еще?! «Вжиться» - что такое? Это значит реагировать так, как ты бы сам реагировал. Истина страстей, правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах. Я не понимаю, когда кто-то кого-то «играет». Для меня это сразу кривлянье.

- Нет у вас такого зуда: «Сериал-то я еще не снимал...»?

- У меня есть очень хороший сценарий, который мы отдали на один канал. Очень хороший. Пока не решились снимать, но, может, еще будет. Восемь серий, тоже по роману Алексея Слаповского.

- На игле зарубежных сериалов не сидите?

- Конечно, сижу! Вот «Родина» не пошла, а «Во все тяжкие» - замечательный сериал. «Мост» сейчас смотрю. Посмотрел «Шерлока». Я совершенно точно вам говорю: хорошее кино про человека уходит в телевизор. На больших экранах остается развлечение, с чего кино когда-то начиналось.


 

Сериал «Две зимы и три лета» и зрители, и критики встретили довольно прохладно. Впрочем, убедительную игру Пускепалиса-младшего многие все же отметили.

Фото: канал «Россия».

- Почему наши сериалы редко дотягивают до западных? Вроде и сценарий ничего, и актеры очень даже, а посмотришь - хоть плачь.

- Мне кажется, дело в продюсерской расхлябанности. Сегодня деньги дали, давайте снимать. Дальше режиссеры идут на компромиссы с продюсерами, которые убеждают: «Да ладно, давай по-быстрому снимем - ну че ты паришься, сериал же...» Я не понимаю этого. Мне кажется, если человек берет в руки балалайку, он обязан показать класс. Это же ответственность перед зрителем. Может, поэтому я так поздно в кино вхожу с точки зрения режиссуры. Были варианты, но неприемлемые для меня. Деньги-то кончатся, а осадок останется... А продюсеры как думают? «Я денег заработал, а дальше хоть трава не расти».

«Курить давно бросил, а выпить могу»

- Вы производите впечатление крайне уравновешенного человека, который знает о жизни все.

- Это обманчивое у вас впечатление. Обманчивое...

- И дурных привычек нет. Вы даже не курите.

- Не курю и всех призываю. Семь лет назад бросил, причем во время прогона спектакля. Даже не семь, больше... Доказал что-то себе этим. И другая жизнь началась!

- А выпить можете?

- С удовольствием! Только надо делать это красиво, со знанием дела, в хорошей компании. Чтобы в душу лилось! Тогда это будет замечательно. Это в дело все... ?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей ПУСКЕПАЛИС родился в Курске в 1966 году. Отец - литовец, мать - болгарка. Раннее детство провел на Чукотке, где работали родители. Окончил Саратовское театральное училище и ГИТИС. Работал главным режиссером в драмтеатрах Магнитогорска и Ярославля. Ставил спектакли во многих театрах страны, включая «Современник» и Театр-студию Олега Табакова. В большое кино попал по «протекции» сына: во время съемок фильма «Коктебель», в котором Глеб сыграл главную роль, отец навестил его и познакомился с режиссерами Борисом Хлебниковым и Алексеем Попогребским. Снялся в фильмах «Простые вещи», «Как я провел этим летом», «Метро»; в сериалах «Жизнь и судьба», «Крик совы» и др. Среди актерских наград - «Ника» и «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. Жена - Елена Пускепалене, гидрогеолог.

Сергей ЕФИМОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе