Шнур земли русской

Ну и за что его народ любит: материться-то умеют все?
Примерно тыщу лет назад я работал в уфимской редакции «КП». Однажды мне позвонил крайне возбужденный депутат местного парламента и спел в трубку припев песни «Дачная»: «Вот будет лето, поедем на дачу. В руки лопаты…» 
И только Шнур почему-то не спился (а многие рассчитывали), сказочно разбогател («Форбс» зря писать не будет), не утратил молодецкий задор
Фото: Кристина КОРМИЛИЦЫНА


Ну, дальше мне закон запрещает цитировать. Депутат хрипел и рычал одновременно – его душило негодование в связи со скорой гастролью группы «Ленинград» в Уфе. «Как можно это петь со сцены людям?!» - рыдал он, ища во мне (напрасно) сочувствия и поддержки. Депутату не хватило связей и сноровки, концерт состоялся. Зато спустя время Шнуру запретили давать концерты в Москве – тогдашний мэр Юрий Лужков его очень не любил.

Шли годы. Тот депутат, увы, умер (жаль его, хороший, неравнодушный был человек). У Лужкова как-то не заладилось в Москве, он уехал выращивать гречку в Калининград. Переехал в столицу я. И только Шнур почему-то не спился (а многие рассчитывали), сказочно разбогател («Форбс» зря писать не будет), не утратил молодецкий задор и вообще его теперь показывают по Первому каналу.

А вчера два моих редакционных начальника с высшим образованием (одна так вообще с дипломом об окончании консерватории) обсуждали выступление «Ленинграда» в программе «Вечерний Ургант» и пришли к выводу, что без матерного припева песня «Экспонат» - это уже что-то не то. Вот спела солистка Алиса Вокс «в восхитительных штанах» вместо - ну, вы помните, вместо чего, и все, пропала песня. Возбудились соцсети: не скурвился ли музыкант, согласившись на цензуру? Не компромисс ли это со своей совестью? «Вот и вся суть приспособленца Шнура», - горячо осудил артиста актуальный режиссер Юрий Быков.

Всего одна песня - и вот о ней говорят как о чем-то очень важном, где-то между обсуждением растущих цен и политической обстановки в мире.

Давно ли вы обсуждали припевы песен Киркорова и Баскова?

Шнур - сознательный конъюнктурщик, дыхание времени он носом чует, за миллионами просмотров его клипов - тонкий расчет. Но эта не та конъюнктура, что у Тимати, с детской бесхитростностью поющего про патриотизм. В отличие от многих, ушлый деляга Шнур способен на качественную рефлексию. Потому что дьявольски талантлив – он замечательный (на самом деле я хотел сказать: «о…» - ну, вы поняли) композитор, поэт, аранжировщик и перфекционист, что заставляет его тащить на сцену не просто группу, а походный оркестр из 14 человек. Ему важно не просто «взять зал», а угореть самому: на записи для «Вечернего Урганта», где прозвучала цензурированная версия «Экспоната», Шнуров скомандовал солистке: «а теперь спой припев как надо». Не для эфира – зал порадовать, и у самого душа просит. А потом жахнул еще песню – какую надо песню, ее никогда не покажут по Первому (хотя на всякий случай камеры работали). Заполненная лицами студенческого возраста студия ревела. От восторга, конечно.


Теперь Шнурова показывают по Первому каналу
Фото: Первый канал


Покончив с темой похмельных неудачников (при этом неизменно обладающих завидной эрекцией), артист несколько лет назад взялся за исследование загадочных женских душ. Получилось не менее захватывающе. У него всегда получалось казаться своим для всех – вот и сейчас его приняли и дурочки, мечтающие о туфлях за 60 000 рублей, и оценившие сарказм интеллигенты. Любить Шнура всегда было безопасно, он ведь крайне законопослушен, все его былые демарши ограничивались выходом к публике в чем мать родила и стремлением матернуться в прямом эфире. Наверное, поэтому его обожают всякого рода клерки, нарушающие табу лишь в мыслях.

Набросав дерзкими штрихами портрет современницы в «Экспонате», 42-летний эстет Шнур отправляется черпать вдохновение в Мариинке, работах Микеланджело, томике Бодрийяра и рассуждениях о метамодернизме. Обо всем этом он регулярно говорит в своем Инстаграме - той самой публике, которая сначала по инерции ждала от него знакомой алкогольной бесшабашности, а потом привыкла и к нынешней лирической респектабельности. Ну да, виртуозное владение русским матом – значительная часть его артистического обаяния. Но у него в рукавах еще столько других козырей для манипуляций с нашим сознанием, что участникам фестиваля «Песня года» и не снилось.

Автор
Сергей ЕФИМОВ, зав. отделом
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе