Стать частью истории

Журналист Максим Кононенко – о том, что заставляет известных отечественных исполнителей заниматься краудфандингом.
Совсем недавно, 1 сентября, группа «Аквариум» в лице самого Бориса Гребенщикова объявила о сборе средств на запись новых песен. 
Максим Кононенко.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин


Искомая сумма в 3 миллиона рублей была собрана всего за 3 дня, что составило абсолютный рекорд скорости краудфандинга в России. При этом поклонники группы не остановились, и на момент написания статьи собранная сумма уже превышает 4 миллиона рублей.

Песни Бориса Гребенщикова не только любимы, но и важны, поскольку сейчас довольно трудно назвать другого человека, пользующегося таким  же моральным авторитетом в стране. Люди хотят новых песен Гребенщикова, потому что им важно услышать, что этот человек скажет по поводу происходящего. Во времена всеобщего недоверия БГ остается одним из немногих, кому действительно верят, причем все – безотносительно взглядов на мироздание. Положение этого человека в нашей национальной культуре таково, что к нему не пристает ничего – ни концерты в Киеве, ни фотографии с губернатором Саакашвили. Он может делать всё, что захочет, потому что мы точно знаем: он не обманет. Тридцать пять лет – серьезный срок, чтобы заработать доверие. Собственно, этим и объясняется то, что деньги собрали так быстро. Было бы странно, если бы не собрали.

Но вот что интересно: почему Борис Борисович решил собрать деньги на запись?

Сам он мотивирует это довольно просто: «Когда мы начинали делать первые профессиональные записи, продажа пластинок окупала расходы на звукозапись и еще оставалось на шампанское. Теперь звукозапись денег больше не приносит».

С этим довольно трудно спорить. Действительно, шоу-бизнес в нашей стране сильно отличается от шоу-бизнеса на Западе. Там в основе всего лежит компания звукозаписи. Она находит артиста, записывает его, раскручивает его, а потом торгует им. Да, сейчас носители (компакт-диски, виниловые пластинки, входящие снова в моду магнитофонные кассеты) практически не продаются, но это не значит, что перестали продаваться песни, – они отлично продаются через iTunes и подобные сервисы, где, кстати, присутствует и весь каталог «Аквариума».

Отлично продаются там, но не здесь. В России, в силу тотального пиратства, продажа музыки никогда не окупала ее запись. Русский человек до сих пор крадет контент с гордостью, презрительно глядя на тех, кто платит по 15–19 рублей за песню в iTunes. Именно поэтому у нас в основе всего лежит фигура «продюсера» – мутного человека, который берет деньги у инвестора, на эти деньги записывает дочке инвестора альбом, снимает клип, и дальше продюсера уже ничего не интересует: он свою миссию выполнил и получил за нее деньги вперед. Компании же звукозаписи в России влачат жалкое существование.

Но давайте забудем про звукозапись, а поговорим о концертах.

«Аквариум» – недешевая группа. Средняя цена билета на ее концерт около 5000 рублей. Для скептиков: это средняя, поскольку разброс в ценах на разные категории мест в зале вроде «Крокус сити холла» велик. В том же «Крокусе», скажем, 4000 мест в конфигурации с танцевальным партером. Получается 20 миллионов рублей чистого сбора с билетов. Из этих денег группе выплачивается гонорар, размер которого нам не известен. Гонорар распределяется между музыкантами. Вполне допускаю, что размеры гонораров не позволяют группе тратить миллионы на запись новых песен.

Но вот что могло бы позволить. Борис Гребенщиков является автором всех – исключения бывают, но редко – исполняемых на концерте группы «Аквариум» песен. Следовательно, он должен получать от Российского авторского общества вознаграждение за исполнение своих песен. Считается это вознаграждение так: 5% от валового сбора за билеты (в данном случае – 1 миллион рублей) отчисляются в РАО. Это минимальная ставка, определенная постановлением правительства. Согласно пункту 5.10.6 устава РАО, максимальная комиссия, которую эта организация может удержать, – 35%. Всё остальное должно быть выплачено автору. То есть 650 тысяч рублей Борис Гребенщиков должен по закону получить только за один свой концерт в «Крокус сити». Я при написании этой статьи попросил знакомых Бориса Борисовича задать артисту вопрос: платит ли ему РАО и доволен ли он этими выплатами? Вот что дословно ответил Гребенщиков: «Платит. Немного, но регулярно».

Немного.

Между тем, судя по расписанию на официальном сайте «Аквариума», только за 2015 год (который еще не закончился) группа дала уже 50 концертов по всему миру. Конечно, это не всегда размеры и цена «Крокуса», но все равно очевидно, что при честных выплатах РАО несколько миллионов рублей не составляли бы для Бориса Гребенщикова никакой зримой проблемы.

То есть мы с вами – а я, разумеется, тоже принял участие в сборе – оплачиваем, во-первых, патологическое воровство музыки нашими согражданами, а, во-вторых, шотландские замки людей, управляющих авторскими правами в нашей стране.

Впрочем, существует и другая версия, которая нравится мне значительно больше. Она заключается в том, что Гребенщиков, уже много лет исповедующий парадигму «плати, сколько хочешь», просто решил попробовать что-нибудь новое. Или, например, подарить своим слушателям возможность чувствовать себя сопричастными. Ведь это так круто – дать денег «Аквариуму» на запись песен, которые станут частью истории.

Самому стать частью истории.
Автор
Максим Кононенко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе