Его картина окружающего мира, его выкладки относительно возможных путей выхода из кризиса основаны на рацио. «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить», – написал нынешний юбиляр в автобиографической книге. А влияние деда многое определило в личности Андрея Сергеевича – это он сам признает. Похоже, и его собственный жизненный путь укладывается в эту формулу: глубоко русский человек, не могущий жить без Европы.
Натуре Кончаловского свойственны деятельность, движение. Он меняет страны, жен, он меняется как художник. В нем сошлись не только Запад и Россия, но и эпохи, даже цивилизации. Многим запомнилась позапрошлогодняя презентация фильма Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король»: в июньском Сочи был залит каток, воображение бывалых профессионалов поразил размах промоакции, да и сам факт – Андрей Кончаловский снимает рождественскую сказку в 3D. От нее до аскезы черно-белого «Первого учителя» – пропасть… Про Кончаловского не скажешь: человек такой-то эпохи, потому что он на «ты» с любой эпохой. Непросто соотнести образ этого подвижного, элегантного и ироничного джентльмена с иными фрагментами его воспоминаний: «У нас была лошадь Звездочка, я умел ее запрягать. В людской топилась печь, хозяйничала Маша, наша няня. На Петров день приходили крестьяне, приносили деду в подарок гуся».
Недавно отмечали юбилей Ирины Мирошниченко, на канале «Культура» в очередной раз пустили «Дядю Ваню» Кончаловского, где актриса сыграла Елену Андреевну. Подумалось: почему только «Дядей Ваней» ограничился кинематографический «роман» Кончаловского с Чеховым? Театральный – продолжается, он не по одному разу поставил на сцене все чеховские пьесы, но ведь спектакли вечно не живут… Кажется, все уникальное и бесценное, что было в детстве, в удаленном от советской Москвы доме деда, проросло в «Дяде Ване», в предыдущем «Дворянском гнезде» Кончаловского: усадебная русская жизнь, особый строй отношений между людьми дореволюционного «розлива». Но до усадебных изысков были экспериментальные, с минимумом постановочного вмешательства «Первый учитель» и «История Аси Клячиной...». Потом – смелый, поэтический «Романс о влюбленных», который обожали, которому подражали. Потом – эпическая «Сибириада». Затем начался весьма значительный несоветский период в жизни и работе Кончаловского – с 1983 по 1991 год он снял семь фильмов в США, работал со звездами Голливуда и Европы. Потом вернулся, снял «Курочку Рябу» с Инной Чуриковой в главной роли, «Дом дураков» и «Глянец» со своей новой музой и спутницей жизни Юлией Высоцкой.
У каждого режиссера есть мечты, иногда они реализуются, а иногда и нет, но оттого не перестают мерцать в его фантазии желанным светом. Кончаловский не раз говорил, что хочет снять по фильму о Скрябине и Рахманинове – о кумирах своей музыкальной юности (во ВГИК Андрей Сергеевич перебрался из консерватории, где готовился стать пианистом). Будем надеяться, что его замыслы претворятся в фильмы.
Независимая газета