Закат Просвещения

Ушла из жизни Джуна Давиташвили – одна из знаковых героинь бурных 90-х. 
Тогда, вместе с наступившей свободой в страну и в эфир валом повалили всякие обладатели «альтернативного знания».

Если до этого «альтернативщики» в стране существовали, но официальное отражение получали лишь сатирическое – в песне Высоцкого:

То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,
То у вас собаки лают, то руины говорят, –

да в фильме Владимира Меньшова, героиня которого оказывается кладезем знаний сразу об экстрасенсорике, гуманоидах, филиппинских целителях и тому подобных вещах.

Однако в 90-е всё это уже лилось с центральных каналов вполне серьёзно, будучи обрамлено в псевдоиндийскую экзотику и яркие тона картин Рериха. Почему же огромная страна, которую так долго и привычно именовали «самой читающей в мире» так быстро свалилась в «альтернативщину»?



***

В последнее время исследователи иногда говорят, что Просвещение, привычно преподносившееся как простое господство рационального знания, на самом деле обладало некоторыми признаками религиозной теории. Ведь многие его последователи свято верили: нужно ещё немного пройти по пути знания – и человечество обязательно достигнет окончательного счастья.

Пройти ещё, и ещё немного, потом ещё. В конце концов, человечество разобралось со структурой атома, усмирило многие болезни, полетело в космос – а счастье всё как-то не думало наступать.

А когда вслед за прочими надеждами в тартарары полетело почти уже достигнутое светлое будущее и всякие сопутствующие ему социальные гарантии, страна сдалась. Тем более, что в эфире уже крутилась группа персонажей.

Они явно страдали недостатком образования, и весьма часто утверждали очевидную ерунду, но ящик Пандоры был открыт. Страна только что разуверилась в достижимости прежнего счастья, и тут ей сразу предложили новое – не слишком стройное, но такое экзотически-яркое и, главное, такое простое в достижении. Просто не забудьте придвинуть банку с водой поближе к экрану.



***

Герои того времени ныне, в большинстве своём, из прицела общественного внимания ушли. Иных уж нет, другие – не демонстрируют особого благополучия. Обладание необычными знаниями и талантами не спасло их самих – ни от болезней, ни от простых человеческих бед. А вот ветра из открытого ими ящика дело своё продолжают.

И никакая комиссия по лженауке уже не в состоянии вывести из книжных магазинов поставленные на широкие рыночные рельсы многочисленные издания по «альтернативной истории», а с телеканалов – фильмы об «альтернативной физике». Обладатели сверхъестественных талантов всё чаще становятся героями шоу и телесериалов, не стесняясь, размещаются на страницах газет и в баннерной рекламе – ведь счастья, простого и легко достижимого, так хочется.



Социологи отмечают: интерес ко всевозможной мистике всегда растёт во времена кризисов – просто на фоне всеобщей тревожности, когда люди ищут простых и, главное, несложных в исполнении гарантий.

Более того, даже существование, казалось бы, в церковной ограде, очень часто, на поверку, оказывается поиском тех же гарантий и готовых сценариев. От элементарного: «Матронушка, пошли мне холодильник», – до более сложных: «Мы, православные, у нас община, мы поддерживаем тех, вот тех – не любим, а против тех – боремся».

Герои 90-х – яркие, иногда наивные – уходят. Проблемы – остаются.
Автор
Дарья Менделеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе