Блеск и нищета-2006

На прошлой неделе в Роскультуре (она же – Федеральное агентство по культуре и кинематографии) подводили итоги уходящего года. Общая атмосфера мероприятия была достаточно благодушной, тональность речей порой приближалась к бравурности. Глава ведомства Михаил Швыдкой определил 2006-й как в целом «удачный для российской культуры» отрезок времени.
На наш взгляд, ситуация выглядит несколько сложнее. Несмотря на то количество действительно выдающегося, талантливого, успешного, нужного, что произросло на материке отечественного искусства за минувшие 12 месяцев, и в том числе с помощью и при непосредственном участии Федерального агентства.
Но происходило немало вещей прямо противоположного значения и последствий. Опять-таки во многом благодаря российскому культурному руководству.
Предлагаем нашу, безусловно крайне субъективную версию краткого помесячного отчёта о главных событиях года, а также о тех тенденциях, которые они порой обнаруживали. Надо сказать, что в каких-то позициях она совпадает с версией Роскультуры. А в каких-то резко расходится. О большинстве из нижеперечисленного писала на своих страницах «ЛГ». Но ещё раз вспомнить в преддверии очередной рубежной вехи о заслуженных триумфах и громких провалах, о безупречном, тревожном, сомнительном или как минимум амбивалентном будет, наверное, нелишним.

ЯНВАРЬ
– Выступление блистательного оперного дуэта – Анна Нетребко и Роландо Вилазон – вначале на сцене Мариинского театра, а затем в Большом зале Московской консерватории задали филармоническому сезону высочайшую планку, которую он благодаря целому ряду последующих концертных выступлений звёзд мировой музыки с честью выдержал.
– Премьерой спектакля «Живи и помни» Валентин Распутин после долгого перерыва вернулся на афишу МХТ в Камергерском, а сам современный российский классик явился, таким образом, «фактором», хоть в некоторой степени объединяющим сегодня два художественных театра.
– Несмотря на агрессивную и тотальную рекламную кампанию, открывший год «Дневной дозор» явно не стяжал успеха и лавров своего «Ночного» предшественника; а последующие крупнобюджетные премьеры («Меченосец», «Волкодав»), кажется, сигнализируют о том, что эпоха блокбастеров в нашем кинематографе, благодарение Богу, закатывается, не успев толком расцвесть.

ФЕВРАЛЬ
– В Третьяковской галерее открылась уникальная, можно смело говорить, беспрецедентная выставка фотохудожника Юрия Холдина, в течение 10 лет снимавшего фрески Ферапонтова монастыря, созданные великим Дионисием; «высшая точка» масштабной и охватившей многие регионы страны акции – «Свет фресок Дионисия – миру», быть информационным партнёром которой посчитала для себя за честь наша газета.
– «Нелепая поэмка» в Московском ТЮЗе: яростное прочтение Камой Гинкасом «Легенды о Великом инквизиторе»; заслуженный номинант и один из главных претендентов на грядущую «Золотую маску» за лучший спектакль большой формы.
– «Чёртова дюжина» по рассказам
А. Аверченко в феноменальной Омской драме: очень может быть, что лучший спектакль российской провинции в прошлом сезоне; на «Маску» даже не номинирован. Аверченко – это вам, понятное дело, не Достоевский…
– «Сволочи» – дурно сделанный, но главное – переворачивающий с ног на голову трагические страницы Великой Отечественной фильм А. Атанесяна, да к тому же, как выяснилось впоследствии, профинансированный с грубейшими нарушениями существующего законодательства.
– Умерли актёр Евгений Самойлов и композитор Андрей Петров.

МАРТ
– Открытие XII смотра «Литература и кино» в Гатчине, по итогам которого обладателем главного приза стала картина «Не хлебом единым» Станислава Говорухина по роману Владимира Дудинцева, а приз зрительских симпатий получил фильм Константина Одегова «Парижская любовь Кости Гуманкова».
– 200-летие музеев Московского Кремля, положившее начало целой череде знаменательных и на высоком государственном уровне отмеченных дат российской культуры.
– «Король Лир» в Малом драматическом театре – Театре Европы: самая шумная и ожидаемая петербургская премьера года и второй главный кандидат на статус лучшего из лучших в нашем театре, при всей очевидной спорности новой работы Льва Додина мощно работает магия имени.

АПРЕЛЬ
– «Скульптура-2006» в Липецке: первый с советских времён масштабнейший «творческий отчёт» российских мастеров резца, организованный и проведённый Союзом художников, и, что чрезвычайно важно, – в провинции.
– Пятый Московский Пасхальный фестиваль – беспримерное по масштабам и охвату действо, благодаря энергии и таланту Валерия Гергиева и поддержке столичного правительства с полным на то правом аттестующееся как «главное музыкальное событие года» (а в 2007-м он, нам обещают, будет ещё более масштабным и грандиозным).
– Министерство обороны подготовило законопроект, согласно которому начиная с 2008 года отменяется ряд отсрочек от призыва, в том числе для «наиболее талантливых представителей российского искусства» и «отдельных представителей талантливой молодёжи».
– Умерли театральный художник Давид Боровский, певица Наталья Троицкая и певец Юрий Мазурок.

МАЙ
– Спектакль по роману Николая Лескова «Захудалый род» в Студии драматического искусства: важная и значительная победа великой традиции русского психологического театра, одержанная благодаря Сергею Женовачу и его совсем юным ученикам-артистам.
– 150-летие Третьяковской галереи: целая серия замечательных выставок, акций, мероприятий, посвящённых «полезному учреждению», как назвал его создатель.

ИЮНЬ
– Открытие нового здания краеведческого музея в Челябинске, на строительство и оформление экспозиции которого было потрачено более полумиллиарда рублей.
– Гастроли Мариинского театра в Лондоне и предсказуемый триумф.
– Фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» получает первый из своих призов – Гран-при «Кинотавра», за которым не замедлит последовать и европейское признание (в виде первенства на первом Римском кинофестивале); несколько странное и даже удивительное для картины по меньшей мере сомнительных художественных достоинств.
– Вызвавшее весьма странные чувства письмо президенту ряда деятелей отечественной культуры с просьбой оградить их частную жизнь «от вмешательства прессы» – яркий пример того, что принято обозначать присловьем «За что боролись…»
– Умер скульптор Вячеслав Клыков.

ИЮЛЬ
– Гастроли Большого театра в Лондоне – и приятно неожиданный триумф, особенно в свете 50-летнего юбилея легендарной поездки 1956 года.
– Феерическое шоу «Кракатук» Андрея Могучего в парке Коломенское: всё-таки можем мы быть конкурентоспособными на мировой арене и в области синтетического, высокотехнологического, ни на что не похожего.
– Странные вновь в который уже раз подряд программа и итоги очередного ММКФ, всё силящегося достичь статуса категории «А», но раз за разом терпящего в этих попытках крах.
– Остросюжетный триллер вокруг «Коляда-театра» – многодневная эпопея с захватами, ночными демонстрациями, сердечными приступами и подключением высокого административного ресурса.
– Умерли актёр Андрей Краско и театральный художник Олег Шейнцис.

АВГУСТ
– Начало торжеств в честь 250-летия государственного театра в России, центром которых стали внушительно обновившаяся к празднику Александринка и Малый, на сцене которого череду приуроченных к дате событий венчал славный именами и названиями Фестиваль театров стран Европы (см. материал на 12-й странице).
– Начало «эрмитажного» скандала, последствия которого будут отзываться не только в жизни нашего музейного сообщества, но и в обществе в целом ещё очень долго.
– Умерли актёр Виктор Павлов и иллюзионист Игорь Кио.

СЕНТЯБРЬ
– Столетие Дмитрия Шостаковича, отмечавшееся в России и в мире на протяжении целого года, вступило в свою заключительную фазу.
– Фильм Александра Велединского «Живой», одно из самых страстных общественных высказываний в искусстве последних лет и в то же время очень трепетная и чистая экранная нота в широком российском прокате.
– Выход двух совершенно разных, но при этом удивительно сходящихся в плане «бессмысленности и беспощадности» по отношению к их первоисточникам постановок: продолжающий «розенталевскую» линию «Евгений Онегин» в Большом и «Элизавета Бам» – в новорождённом Театре-Наркомфин.
– Ещё один заметный международный успех ещё одного свежего кинематографиста, выходца из театральных кругов: малый «Золотой лев», полученный Иваном Вырыпаевым в Венеции за его «Эйфорию», и соответственно ещё одно нагляднейшее доказательство востребованности картин, снятых с тонким расчётом на западную аудиторию, не гнушающихся при этом взятой на себя ролью унтер-офицерской вдовы.

ОКТЯБРЬ
– Фестиваль документального кино в Екатеринбурге, вновь подтвердивший высочайший класс этого рода отечественного искусства и, к сожалению, его куда более скромную востребованность современным зрителем.
– Фестиваль «Территория» – затея, по идее, призванная показать Москве всё богатство сегодняшнего мирового искусства: господдержка, немалый бюджет, широковещательные заявления… и более чем скромная, а также весьма специфическая программа.
– «Антоний&Клеопатра. Версия» опять-таки К. Серебренникова в «Современнике», похоже, окончательно удостоверившая театральную общественность в некоторой, мягко говоря, «раздутости» этой активной творческой единицы.

НОЯБРЬ
– Выставка работ Александра Родченко «Фотография – искусство» в Центральном Манеже: грандиозная экспозиция, подготовленная Московским Домом фотографии.
– В прокат вышел фильм Павла Лунгина «Остров»: возможно, главное достижение постсоветского кинематографа.
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии не рекомендовало фильм «Борат» к демонстрации в российских кинотеатрах (см. материал на этой странице).
– Умерла актриса Любовь Полищук.

ДЕКАБРЬ
– Памятник Анне Ахматовой встал на петербургской набережной в том месте, где ему предписано было появиться согласно поэтическому завещанию.
– Стремительная и неожиданная смена руководства в Государственном Театре Наций.

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе