ЯНВАРЬ
– Выступление блистательного оперного дуэта – Анна Нетребко и Роландо Вилазон – вначале на сцене Мариинского театра, а затем в Большом зале Московской консерватории задали филармоническому сезону высочайшую планку, которую он благодаря целому ряду последующих концертных выступлений звёзд мировой музыки с честью выдержал.
– Премьерой спектакля «Живи и помни» Валентин Распутин после долгого перерыва вернулся на афишу МХТ в Камергерском, а сам современный российский классик явился, таким образом, «фактором», хоть в некоторой степени объединяющим сегодня два художественных театра.
– Несмотря на агрессивную и тотальную рекламную кампанию, открывший год «Дневной дозор» явно не стяжал успеха и лавров своего «Ночного» предшественника; а последующие крупнобюджетные премьеры («Меченосец», «Волкодав»), кажется, сигнализируют о том, что эпоха блокбастеров в нашем кинематографе, благодарение Богу, закатывается, не успев толком расцвесть.
ФЕВРАЛЬ
– В Третьяковской галерее открылась уникальная, можно смело говорить, беспрецедентная выставка фотохудожника Юрия Холдина, в течение 10 лет снимавшего фрески Ферапонтова монастыря, созданные великим Дионисием; «высшая точка» масштабной и охватившей многие регионы страны акции – «Свет фресок Дионисия – миру», быть информационным партнёром которой посчитала для себя за честь наша газета.
– «Нелепая поэмка» в Московском ТЮЗе: яростное прочтение Камой Гинкасом «Легенды о Великом инквизиторе»; заслуженный номинант и один из главных претендентов на грядущую «Золотую маску» за лучший спектакль большой формы.
– «Чёртова дюжина» по рассказам
А. Аверченко в феноменальной Омской драме: очень может быть, что лучший спектакль российской провинции в прошлом сезоне; на «Маску» даже не номинирован. Аверченко – это вам, понятное дело, не Достоевский…
– «Сволочи» – дурно сделанный, но главное – переворачивающий с ног на голову трагические страницы Великой Отечественной фильм А. Атанесяна, да к тому же, как выяснилось впоследствии, профинансированный с грубейшими нарушениями существующего законодательства.
– Умерли актёр Евгений Самойлов и композитор Андрей Петров.
МАРТ
– Открытие XII смотра «Литература и кино» в Гатчине, по итогам которого обладателем главного приза стала картина «Не хлебом единым» Станислава Говорухина по роману Владимира Дудинцева, а приз зрительских симпатий получил фильм Константина Одегова «Парижская любовь Кости Гуманкова».
– 200-летие музеев Московского Кремля, положившее начало целой череде знаменательных и на высоком государственном уровне отмеченных дат российской культуры.
– «Король Лир» в Малом драматическом театре – Театре Европы: самая шумная и ожидаемая петербургская премьера года и второй главный кандидат на статус лучшего из лучших в нашем театре, при всей очевидной спорности новой работы Льва Додина мощно работает магия имени.
АПРЕЛЬ
– «Скульптура-2006» в Липецке: первый с советских времён масштабнейший «творческий отчёт» российских мастеров резца, организованный и проведённый Союзом художников, и, что чрезвычайно важно, – в провинции.
– Пятый Московский Пасхальный фестиваль – беспримерное по масштабам и охвату действо, благодаря энергии и таланту Валерия Гергиева и поддержке столичного правительства с полным на то правом аттестующееся как «главное музыкальное событие года» (а в 2007-м он, нам обещают, будет ещё более масштабным и грандиозным).
– Министерство обороны подготовило законопроект, согласно которому начиная с 2008 года отменяется ряд отсрочек от призыва, в том числе для «наиболее талантливых представителей российского искусства» и «отдельных представителей талантливой молодёжи».
– Умерли театральный художник Давид Боровский, певица Наталья Троицкая и певец Юрий Мазурок.
МАЙ
– Спектакль по роману Николая Лескова «Захудалый род» в Студии драматического искусства: важная и значительная победа великой традиции русского психологического театра, одержанная благодаря Сергею Женовачу и его совсем юным ученикам-артистам.
– 150-летие Третьяковской галереи: целая серия замечательных выставок, акций, мероприятий, посвящённых «полезному учреждению», как назвал его создатель.
ИЮНЬ
– Открытие нового здания краеведческого музея в Челябинске, на строительство и оформление экспозиции которого было потрачено более полумиллиарда рублей.
– Гастроли Мариинского театра в Лондоне и предсказуемый триумф.
– Фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» получает первый из своих призов – Гран-при «Кинотавра», за которым не замедлит последовать и европейское признание (в виде первенства на первом Римском кинофестивале); несколько странное и даже удивительное для картины по меньшей мере сомнительных художественных достоинств.
– Вызвавшее весьма странные чувства письмо президенту ряда деятелей отечественной культуры с просьбой оградить их частную жизнь «от вмешательства прессы» – яркий пример того, что принято обозначать присловьем «За что боролись…»
– Умер скульптор Вячеслав Клыков.
ИЮЛЬ
– Гастроли Большого театра в Лондоне – и приятно неожиданный триумф, особенно в свете 50-летнего юбилея легендарной поездки 1956 года.
– Феерическое шоу «Кракатук» Андрея Могучего в парке Коломенское: всё-таки можем мы быть конкурентоспособными на мировой арене и в области синтетического, высокотехнологического, ни на что не похожего.
– Странные вновь в который уже раз подряд программа и итоги очередного ММКФ, всё силящегося достичь статуса категории «А», но раз за разом терпящего в этих попытках крах.
– Остросюжетный триллер вокруг «Коляда-театра» – многодневная эпопея с захватами, ночными демонстрациями, сердечными приступами и подключением высокого административного ресурса.
– Умерли актёр Андрей Краско и театральный художник Олег Шейнцис.
АВГУСТ
– Начало торжеств в честь 250-летия государственного театра в России, центром которых стали внушительно обновившаяся к празднику Александринка и Малый, на сцене которого череду приуроченных к дате событий венчал славный именами и названиями Фестиваль театров стран Европы (см. материал на 12-й странице).
– Начало «эрмитажного» скандала, последствия которого будут отзываться не только в жизни нашего музейного сообщества, но и в обществе в целом ещё очень долго.
– Умерли актёр Виктор Павлов и иллюзионист Игорь Кио.
СЕНТЯБРЬ
– Столетие Дмитрия Шостаковича, отмечавшееся в России и в мире на протяжении целого года, вступило в свою заключительную фазу.
– Фильм Александра Велединского «Живой», одно из самых страстных общественных высказываний в искусстве последних лет и в то же время очень трепетная и чистая экранная нота в широком российском прокате.
– Выход двух совершенно разных, но при этом удивительно сходящихся в плане «бессмысленности и беспощадности» по отношению к их первоисточникам постановок: продолжающий «розенталевскую» линию «Евгений Онегин» в Большом и «Элизавета Бам» – в новорождённом Театре-Наркомфин.
– Ещё один заметный международный успех ещё одного свежего кинематографиста, выходца из театральных кругов: малый «Золотой лев», полученный Иваном Вырыпаевым в Венеции за его «Эйфорию», и соответственно ещё одно нагляднейшее доказательство востребованности картин, снятых с тонким расчётом на западную аудиторию, не гнушающихся при этом взятой на себя ролью унтер-офицерской вдовы.
ОКТЯБРЬ
– Фестиваль документального кино в Екатеринбурге, вновь подтвердивший высочайший класс этого рода отечественного искусства и, к сожалению, его куда более скромную востребованность современным зрителем.
– Фестиваль «Территория» – затея, по идее, призванная показать Москве всё богатство сегодняшнего мирового искусства: господдержка, немалый бюджет, широковещательные заявления… и более чем скромная, а также весьма специфическая программа.
– «Антоний&Клеопатра. Версия» опять-таки К. Серебренникова в «Современнике», похоже, окончательно удостоверившая театральную общественность в некоторой, мягко говоря, «раздутости» этой активной творческой единицы.
НОЯБРЬ
– Выставка работ Александра Родченко «Фотография – искусство» в Центральном Манеже: грандиозная экспозиция, подготовленная Московским Домом фотографии.
– В прокат вышел фильм Павла Лунгина «Остров»: возможно, главное достижение постсоветского кинематографа.
– Федеральное агентство по культуре и кинематографии не рекомендовало фильм «Борат» к демонстрации в российских кинотеатрах (см. материал на этой странице).
– Умерла актриса Любовь Полищук.
ДЕКАБРЬ
– Памятник Анне Ахматовой встал на петербургской набережной в том месте, где ему предписано было появиться согласно поэтическому завещанию.
– Стремительная и неожиданная смена руководства в Государственном Театре Наций.