Эмир Кустурица в Ярославле: Послесловие

Известный ярославский театровед Маргарита Ваняшова о феерическом темпераменте знаменитого серба. Мощный драйв, жгучий темперамент. Гипноз воздействия музыкантов на зрительный зал. Такого всеохватного Действа - Волковский театр не знал. Это была самая настоящая высокая Мистерия, сплавленная с раешником, с балаганом, с уличным театром.


– Балаган и смешной бардак, - вполне поощрительно сказала моя соседка, ей казалось, что это высшая оценка концерта Кустурицы. - Они весело хулиганят!. – Возможно! – ответила я. - Но это раешное, балаганное, профанное начало только малая часть их бытия в музыке! Их музыка - нечто великое. Это философия жизни. И глубоко национальное чувство жизни! Историческое и сегодняшнее. Кустурица вел нас от «Прощания славянки», которое он пел и на сербском и на русском, к хитам своей молодости, своего оркестра, где он когда-то, будучи юным панком, появился как барабанщик, а потом стал бас-гитаристом.

Чтобы появился феномен Кустурицы, нужна была многовековая история Балкан. Гунны, орды, армии шли по Балканам. Сколько было Балканских войн – не перечесть…. Рядом с войной и кровью была музыка и песни. Боль затихала, когда звучали песни. Музыка оркестра Кустурицы спасает от боли, А сербские песни и сербская культура вобрала в себя в силу своей почти всемирной отзывчивости (и в этом родство ее с русской культурой) множество музыкальных языков Европы, Востока, она обогатила себя новыми веяниями, она не чуралась ничего и не отгораживала себя от мира. Феерическое и,кажется, абсурдное сочетание музыки Запада и Востока. Гремучая, взрывчатая смесь балканских мотивов и джаза, фолка, турецких маршей, цыганской музыки и еврейских свадебных напевов. Мелодии разных культур переплетаются и создают нечто новое – и все это звучит столь мощно, стройно, органично, и способ самовыражения – невероятный - и все-таки, органичный сплав всех известных на Балканах и шире - музыкальных жанров.


Кустурица - это всегда хеппенинг и перформанс.

Кустурица позвал на сцену девушек из первого ряда, и они по его сигналу – кинулись танцевать, как будто только и ждали его приглашения! это была его излюбленная импровизация. В рядах девушек – клерков, журналисток, художниц возникла наш хореограф Ирина Ляховская. Она выделялась в среде танцующих. Профи. Ее тоже захватило безудержное балканское веселье..

Зал погрузился в ритмы прыгучих балканских мотивов, еврейской и немецкой кабацкой музыки, рок-основы зрелища в целом. Хлопал, плясал, танцевал, пел…. Никогда доселе такого в Волковском не бывало! Замес был очень крутой. Хотя и ожидаемый. Микс включал, кроме вышесказанного, южноамериканский саунд, ритмы кантри, стиль ‘унца-унца’, западные реминисценции, развернутые меха аккордеона, потрясающую игру клавишника, не менее самовитого - ударника.

Особым героем на этом торжестве рок-симфонизма был скрипач-виртуоз Деян Сапаравало, человек-театр, трикстер, ведущий в этом театральном сценарии свою интригу - человек-трансформер, мгновенно меняющий одежды, маски, триумфатор этого действа, что чувствовалось по отношению к нему Кустурицы - как к мэтру и даже учителю. Деян Спаравало - фокусник и акробат, аттракционист и иллюзионист - скрипка в его руках сама вращалась вокруг своей оси, он мог держать ее где угодно, хоть в ногах, хоть между ног (!), поднимать к потолку, трясти ее как копилку, чтобы вытряхнуть последние медяки, и всякий раз скрипка отвечала, пела, играла, заводясь словно бы сама собой, и самым чудесным образом было то, что смычок и скрипка поменялись ролями, скрипка стала смычком - и Деян водил скрипичными струнами по смычку, который представлял собой горизонтальный шест, поднятый на высоту....

Вели весь звукоряд сильные многоголосые духовые, и национальные гитары вступали в действо, и Кустурица вначале даже взял в зубы медиатор, на две секунды, чтобы потом начать бряцать, а еще были турецкие марши, много цыганских песен.Все 10 музыкантов оркестра способны солировать – и каждый есть оркестр!

Не для красного словца было сказано, что перед нами совместный проект Фонда Лисицына и Волковского театра.


Стоило Кустурице позвать:- Джульетта! – и на сцене оказалась наше чудное дитя -девочка Джульетта из спектакля "Ромео и Джульетта" – актриса Женечка Родина, и как же лихо она отплясывала, а могла бы еще и петь, но и безостановочное ее кружение, ее драйв завели всех – до самого буйного эпатажа! А какая песня о Джульетте в репертуаре Кустурицы!

No Smoking Orchestra - команда, исполняющая музыку в фильмах Эмира Кустурицы No Smoking - ‘это не о курении. О том, что музыканты поют «без смокингов», без регламентов.. Звучат песни Queen - "I Want To Break Free" , которые стремительно превращаются в кабареточную и балаганную «Ja Volim Te Jos - Meine Stadt» в картине "Черная кошка, белый кот". Помните? Там, где в припеве звучит "Эй, ромалэн!" Цыганы, одним словом. Устремленные к свободе и унесенные ветрами Балкан. Dok cekas sabah sa sejtanom" "В ожидании шабаша с сатаной (sejtanom)». Жаль,что не было на сцене наших бедных «румын – цыган», Насти Светловой и Валерия Кириллова. Вот уж кто зажег бы вместе с Кустурицей это безбашенное общество!

Кустурица вновь перебирал струны, словно бы вспоминая мотивы "Черной кошки, белого кота". Огромный интерес к стилю "унца-унца", как именуют его участники No Smoking Orchestra состоял еще и в том, что Кустурица непрерывно общался с залом; на английском и на смеси славянских диалектов, все, что он говорил, было понятно всем – и это роднило его с публикой.


Ярньюс.Нет- Ярославль 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе