Как с цепи сорвались...

Каких только музеев нет на Ярославщине: валенка, мыши, водки, тюрьмы. А вот музея якоря еще нет. Идея его создания пришла в голову электромеханику­судоходчику Александру Лукину. С тех пор собирание якорей стало своеобразным хобби.

Перейти Волгу, не промочив ног

А якоря­то вот они – валяются прямо под ногами, вернее, под водой. Дело в том, что организация, где работает Александр, занимается обеспечением безопасности прохождения судов по Волге и водохранилищу. Для этого нужно периодически чистить судовой ход при помощи земснаряда. Огромные ковши этой махины вместе с песком периодически зачерпывают и якоря. Остается только сохранить находку, отреставрировать, покрасить и добавить в коллекцию.

– Особенно много якорей попадается в Волге, в районе Рыбинского историко­архитектурного музея­заповедника, и в устье речки Черемухи, – говорит и. о. директора пункта гидротехнических сооружений Валерий ИГНАШКОВ. – Неудивительно, ведь Рыбинск был перевалочным пунктом зерна и других товаров. В районе музея скапливалось множество судов. В разгар сезона Волгу можно было перейти по судам как по мосту, не замочив ног. На Черемухе находился док – здесь зимой ремонтировали плавсредства.

Якоря терялись раньше, теряют и сейчас. Раньше приспособления для удержания судна крепились к борту пеньковыми канатами. Канаты часто приходили в негодность, перетирались, поэтому их часто меняли. Спрос на канаты был огромным, в Рыбинске даже существовала целая канатная фабрика купца Журавлева. Сейчас якоря крепят цепями, но и те не выдерживают – кольца перетираются. Недавно собиратели якорей сами потеряли ценный экспонат. Их катер «Путейский» пережидал шторм в затоне под Череповцом. Но разыгралась такая «болтанка», что цепь не выдержала.

Самым старым экземпляром в коллекции считается прототип адмиралтейского якоря, который изобретен в начале XIX века английским адмиралом Паркером. Рыбинский раритет изготовлен в допетровскую эпоху – ему более 300 лет. Шток (поперечина якоря) был деревянным. От времени он сгнил в воде, поэтому пришлось его восстанавливать.

Дай лапу, «кошка»!

Принято считать, что до Петра I судоходство на Руси было не развито. Но это не совсем так: торговые суда на Руси существовали на протяжении многих веков. Якоря изготавливали из болотного железа в миниатюрных печах. К примеру, такая технология существовала в поселении Усть­Шексна, что под Рыбинском. Судоходчики мечтают отыскать такой древний якорь.

В их коллекции представлены старые якоря, названные в честь такого грациозного зверька, как кошка. Оказывается, «кошки» бывают двухлапые, трехлапые и четырехлапые. Двухлапую кошку представить сложно, а вот якорь – пожалуйста. Выковать такой образчик было очень сложно, ведь и лапы, и веретено были монолитными. За дело брались только лучшие мастера. Такие якоря очень ценились, поэтому потеря столь ценного предмета могла стоить кому­нибудь из членов команды даже головы.

Якорь – «слоеный пирог»

Рыбинские коллекционеры могут похвастаться огромным экземпляром, отлитым по необычной технологии. Его, как слоеный пирог, отливали слоями, а затем горячий металл сковывали. Целиком такую глыбу не выковать: не позволяли производственные возможности. С течением времени слои металла разошлись – теперь их можно насчитать около сотни. А весит этот уникальный экспонат больше трех тонн.

В 80­х годах XIX века на смену «кошкам» пришли якоря Холла. Это было настоящим прорывом. Английский капитан Холл разработал легко разбирающуюся конструкцию, которой не сыскать равных по простоте изготовления и прочности. Лапы вращаются на штыре. Детали можно было ковать по отдельности. Сегодня все морские или речные суда оснащены якорями Холла в разных интерпретациях. Причудливую эволюцию этих якорей можно наблюдать и в рыбинской коллекции. Там есть и современный аналог с надписью «Харбин». Китайский город здесь ни при чем.

– Это название судна, – смеется Игнашков. – Видно, что надпись изготовлена при помощи сварки. Якоря таким способом подписывают. В случае ЧП это самый настоящий вещдок. По дну проходят нефтепроводы, газопроводы, кабели. Если брошенный якорь станет причиной аварии – найти виновника будет легко.

Приспособления для удержания судна таят в себе много загадок. Напомним, что занимаются музеем обычные речники­судоходчики.

Энтузиасты мечтают, чтобы их музей разместился не на окраине Рыбинска, в ремонтном пункте гидротехнических сооружений, а в центре города. Потому мало кому известно о коллекции якорей. Кстати, экскурсии здесь бесплатные. Жаль, власти города к музею интереса пока не проявляют.

Из истории якорей

Вероятно, самым ранним и наиболее простейшим типом якоря был обычный камень, обвязанный канатом. Такой тип якоря применяется и в наши дни на небольших рыбацких лодках. Роль камня может выполнять любой массивный предмет.

Малайский якорь

Появился приблизительно на рубеже II и I тысячелетий до н.э. в районе Южно­китайского моря. Изготовлялся из твердого дерева, отдельные части связывали канатом. На верху веретена привязывали груз – специально подогнанный камень. Поперечный шток находился внизу. Имел только один рог.

Китайский двурогий якорь

Изготовлялся из прочного дерева, окованного железом. Шток расположен в нижней части.

Адмиралтейский якорь

Якорь европейского происхождения. Это тяжелый кованый стальной якорь, со стальной скобой вверху и деревянным штоком над ней. Приблизительно до 1700 года шток состоял из одного куска дерева, а позже его стали изготовлять, как правило, из двух деревянных брусков, соединенных стальными полосами. Шток вставлялся в отверстие на верху веретена или охватывал его с наружи.

Светлана Будилкова

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе