Храм на Веске

Веска - одно из многих малых нынче селений, затерянных среди лесов и полей Борисоглебского района. По ходу автодороги есть указатель поворота «Веска 6 км», свидетельствующий о ее местонахождении. Еще есть более короткий путь - пеший, по мостику через реку Могзу. Название Веска несколько непривычно для русского слуха. Корни его, как считают, в белорусском и польском языках, а появление на картах нашего края связывают с польско-литовским нашествием XVII в. («Веска» - лагерь, становище). Чем еще знаменита ныне Веска, где постоянных жителей около десятка домов, а остальные - дачники? Пожалуй, своим храмом, заметным издалека, с соседних гор, с автодороги, даже, говорят, в хорошую погоду - из Борисоглеба за 20 километров.
Новая и новейшая история храма на Веске мало отлична от других сельских храмов. В конце 30-х годов - закрыт, разграблен. О том, как снимались колокола, могли бы рассказать старожилы деревень, в те годы ходившие детьми в Вескинскую начальную школу. В колхозно-совхозное время каменное строение имело утилитарное назначение - использовалось как склад зерна. До сих пор в храме остатки этого зерна на земляном полу, а первоначальный каменный пол давно снят. В перестроечные годы возникла идея восстановления Вескинского храма. Ей суждено было кануть в небытие, как и многим надеждам на благие перемены в духовной жизни последнего десятилетия ХХ века. В стране наступили тяжелые времена, как бы выжить и прокормиться - не до развалин. А разрушение храма продолжалось. Особо заметным стало оно после пожара, случившегося на Веске в середине 1990-х. Горел дом на противоположной стороне улицы рядом с храмом. Люди молились, чтобы ветер не переменился. Церковные стены приняли на себя огненный вал. Как рассказывали, кирпич раскалился настолько, что в ночной тьме церковь светилась красноватым светом, как свеча. От жара обгорели и обрушились деревянные конструкции колокольни - лестницы, перекрытия. Подниматься на нее теперь стало невозможно. Из пяти глав храма осталось только две - три обрушились. Из пяти деревень бывшего прихода храма на Веске осталось тоже две.

Взяться за перо меня побудил старинный литературный источник - книга «Село Веска», написанная в 1901 году В. И. Ивановским к 100-летию храма. В 2001 году храм на Веске мог бы отметить свое
200-летие. Какой была Веска, насколько изменили ее последние сто лет истории? «...Веска - небольшое село в 40 домов при 84 ревизских душах...» Помимо памяти исторических событий места эти овеяны духом религиозности. Рассказывается о монахах и пустынниках, живших здесь, о чудесном явлении иконы Владимирской Божией Матери неподалеку. Опальным Ростовским митрополитом Гавриилом выстроена была деревянная церковь во имя Николая Чудотворца вблизи нынешней Вески. В XVI веке место это было известно существовавшей неподалеку Спасской-на-Могзе пустынью, «неизвестно кем и когда основанной». Во времена Ивановского, 100 лет назад, она пребывала в развалинах, но их еще можно было отыскать, несмотря на зарастание лесом. Вот описание этого места, «воссоздающее картину бывшего»: «По склону к реке могучий еловый лес. Прилепившись к нему, между ним и речкою расположилась маленькая уютная пустынь. Тихо кругом. Не шумит колесо мельницы. Еще нет и моста через Могзу. Просторные свежие луга за ней. А вдали на восток замыкает горизонт на высокой голой горе деревни Гаврино, ближе сюда - Мусорово. Простая тихая жизнь...» Нет ныне ни Спасской пустыни, ни мельницы, нет деревень Гаврино и Мусорово, а на другом берегу Могзы разместился нижний склад Юркинского леспромхоза. Исчезают и появляются творения рук человеческих, но неизменной остается, быть может, тишина этих мест...

Новый каменный храм Святителя Николая Чудо-творца был выстроен в связи с ветхим состоянием прежней деревянной церкви. На месте ее и бывшего погоста Никольского-на-Могзе в XIX веке купцами Набилковыми была вы-строена богадельня для лиц духовного звания с каменным храмом Святой Троицы, в ХХ веке она была разрушена до фундамента. Строительству нового храма Святителя Николая предшествовал спор. За то, чтобы строить на Веске, но на другом месте, ходатайствовал граф Николай Петрович Шереметев, за то, чтобы быть храму в Юркине, на другом берегу реки, при большой дороге, поступило прошение юркинского помещика Михаила Куприянова. После нескольких лет переписки Ростовская духовная консистория приняла решение - строить на Веске. Читая подробное описание внешнего вида и внутреннего убранства Вескинского храма в сравнении с нынешним его состоянием, все чаще приходится повторять «нет». Колокольню не венчает горделивый шпиль, обитый белым железом, фасад не украшают резные изображения евангелистов, пророков и архангелов на особых каменных подставках, на главах давно нет крестов. «Сзади смотрят церковные главы, рельефно оттененные зеленью берез... Прекрасный вид!» Нет янтаря с богатой ризницей и «пятиярусного иконостаса с прекрасной золоченой резьбой». Нет «изящного пятиярусного медного, сплошь посеребренного паникадила, пожертвованного богатой вескинской крестьянкой Завезевой, женой церковного старосты». С годами блекнет и стирается стенная живопись Никольского храма. «Свод храма представляет в своей живописи церковь небесную, на боковых же стенах и простенках в два ряда изображена церковь земная в лицах своих прославленных членов с древнейших времен...»

И вновь возникает вопрос: надо ли восстанавливать храм на Веске и подобные ему? Как относиться нам к этим полуразрушенным монументальным свидетелям ушедших эпох? Читая книгу Ивановского, проникаешься чувством времени. Наблюдаемая путем сравнения прошлого и настоящего храма картина глубоко символична, даже если эта картина его разрушает. В сконцентрированном виде она показывает изменившееся за столетие отношение людей к религии, к вере, изменившееся миро-ощущение человека. Внутри Вескинский храм пуст, на его стенах еще осталась роспись. Можем ли мы, современные люди, отстроив храм, вернуть себя к тому состоянию гармонии, к тому восприятию природы, мира, которое было свойственно людям, строившим и входившим в этот храм? Сначала материальное, потом духовное содержание? Или духовное сначала? И все-таки восстановление храма на Веске поддержали бы очень многие люди. На вескинском погосте похоронены родные у многих жителей Вески, Юркина, окрестных деревень, местных уроженцев, живущих ныне в городах и тех, кто, приехав в свое время в этот край, за 30 - 50 лет стал в нем местным. Здесь дедовские могилы, сюда приходят помянуть усопших. Хоронят на Веске до сих пор.

Вескинский храм - не просто история и памятник архитектуры, но и память прошлого для тех, кто жил здесь, кто проходил и проезжал мимо Вески и видел храм с дороги. Этот храм - неотъемлемая часть окрестного пейзажа и частица памяти, и если его не станет, мы потеряем нечто большее.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе