Когда уходит легенда

Год назад рыбинская культура понесла невосполнимую утрату.
На 95 году из жизни ушла старейшая актриса кукольного и драматического театров Валентина Прокофьева. 

Поверить в это трудно до сих пор. Кажется, сейчас вдалеке зацокают каблучки и появится хрупкая, изящная, с горделивой осанкой дама в длинном бархатном платье, из-под воротничка которого скромно выглядывает нить жемчуга, а в воздухе завитает аромат терпкого ретро-парфюма…

Даже в почтенном возрасте Валентина Александровна умела произвести впечатление. Она всегда поражала своей утонченностью и чувством собственного достоинства, которое было заметно в каждом жесте, в каждом повороте головы. Элегантна она была не только внешне, но и в мыслях. Ее двухкомнатная хрущевка скорее походила на библиотеку с книгами, рукописями, энциклопедиями, справочниками, пластинками. Они были повсюду: на столе, пачками располагались на полу – до последних дней жизни актриса работала над книгой воспоминаний.

Валентина Прокофьева родилась в интеллигентной семье, где культура, искусство, поэзия вызывали особый трепет и уважение. Прокофьевы жили в доме при театре, поэтому соседями и постоянными гостями были актеры и музыканты.

Театром маленькая Валя «заболела» в пять лет. Придя туда однажды за руку с актрисой Ольгой Демуровой, девочка не переставала мечтать о том, как в один прекрасный день сама поднимется на подмостки. «Здесь даже запах особенный», — говорила она, уже будучи состоявшейся артисткой, заглядывая за кулисы…

То, что у кареглазой девочки талант выступать перед публикой, было очевидно: в восемь лет юная ученица известной в Рыбинске пианистки Марии Челищевой устраивала творческие вечера, где подыгрывая себе на фортепиано, виртуозно исполняла песни великого и обожаемого Вертинского. А еще Валентина была отличницей в школе, играла на домбре, занималась балетом. Пять лет она посещала театральную студию при Доме пионеров, где преподавали актеры театра. Кстати, именно здесь и произошла судьбоносная встреча Прокофьевой с будущим супругом Владимиром Вдовиным, который вел в студии гримерное мастерство. Позже они поженятся и проживут вместе счастливые двадцать лет, до самой смерти Вдовина…

Ярославское театральное училище Валентина оканчивала уже в военные годы. И начинать свой путь в ис-кусстве ей пришлось не на большой сцене, как мечталось, а в театре кукол. Позже актриса говорила, что труд кукольного актера оказался сложнее драматургии. Тем более, время выпало страшное, голодное. Непросто дарить сказку тем, кто каждый день живет в ужасе, недоедает и хоронит близких.

Работали в крохотной коморке в подвальном помещении нынешнего «Авиатора». Места едва хватало, чтобы развернуться, вокруг сырость, плесень. «Надеваешь куклу на руку, а она мокрая», — вспоминала Валентина Александровна. С концертными программами кукольники объезжали почти всю Ярославскую область. Выступали в детских домах, в сельских клубах, госпиталях. Колесили от деревни до деревни. Транспорта не было никакого. Костюмы, кукол и декорации перевозили летом на телеге, зимой — в санях. Впрягались по четверо-пятеро — и вперед, по двадцать километров в день по бездорожью, под дождем, по колено в грязи. Падали, застревали, но поднимались и шли снова, потому что не могли оставить без сказки тех, кто в ней так нуждался. Из еды — 400 граммов хлеба и лишь изредка в качестве гостинца от колхозников — молоко и картофель. Вместо постели — сноп соломы. Но все тяготы забывались, как только открывался импровизированный занавес из белой простыни. Улыбки зрителей – полуголодных, напуганных ребятишек и суровых, измученных боями солдат были тогда настоящим лучиком света, а потому актеры не жалели ни сил, ни здоровья, лишь бы хоть на мгновенье люди могли забыть о войне.

Рыбинских кукольников ждали повсюду. Приезжая с гастролей, артисты не успевали разбирать заявки и письма от маленьких зрителей. Дети писали Красной Шапочке и сестрице Аленушке — любимым героиням, сыгранным Прокофьевой. Но однажды, встретив на лестнице почтальона, Валентина получила не трогательную весточку, а… похоронку на брата Игоря. Она как раз спешила на сцену, где должна была играть партизанку Наташу в спектакле «Цветы ненависти». Сжимая в кулаке скорбную бумажку, Валентина вышла к зрителям и отыграла спектакль…

Валентина Александровна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».P1020957_

Почти десять лет она отдала театру кукол, но волею судьбы все-таки оказалась в Рыбинском театре драмы. И здесь она отдавалась искусству без остатка. Ей по плечу были самые разнохарактерные роли — в одном спектакле она мальчик-подросток, в другом — светская дама или роковая соблазнительница. Стоило ей появиться на сцене, как зал замирал. Актриса не могла жить без публики. В одном из интервью она, демонстрируя толстый блокнот, исписанный от корки до корки, говорила в своей неподражаемой манере: «У меня каждый день расписан, милочка, я себе не принадлежу, я принадлежу людям».

И в самом деле, организаторы творческих вечеров считали за счастье «заполучить» Прокофьеву. Она великолепно читала стихи, десятки и сотни помнила наизусть. И не важно, где ей приходилось выступать — в библиотеке, во дворце культуры или где-то еще — везде ей рукоплескали. Несмотря на постоянную занятость, актриса успевала писать литературные работы, статьи в нашу газету, вести передачи об истории искусства на радио и даже проводить экскурсии в музее. Пожалуй, не было в Рыбинске человека, более эрудированного в истории театра.

А еще Валентина Александровна обожала принимать гостей, их всегда было много. Правда, в свое сердце впускала далеко не всех. Близкий круг общения ограничивался несколькими людьми, с кем актриса чувствовала духовное родство. Особая дружба связывала ее с Людмилой Марасиновой. Они были, как сейчас принято выражаться, на одной волне. Поэтому, когда близкой подруги не стало, Валентина Александровна в буквальном смысле слова осиротела. Но упасть духом не дали друзья и, конечно, искусство. Настоящая дама и прекрасная хозяйка, она оставалась таковой до последних дней своей жизни. В 94 года варила холодец, пекла пироги и пиццу, настойчиво отказываясь от посторонней помощи: «Я привыкла полагаться на себя». Такой она и останется в сердцах своих поклонников — блестящей актрисой с манерами аристократки, изящной Золушкой, которой природа подарила не только тонкую талию, но и тонко чувствующую душу.
Автор
Надежда Гаврилова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе