Культура имеет значение

Как современное искусство помогает решить экономические проблемы регионов


Строительство оперных театров в Германии предопределило формирование мощного слоя креативной элиты в городах уже несколько веков назад. Искусственным образом развить креативную экономику удалось многим городам на Западе. В России наиболее активно за формирование образа культурной столицы взялась Пермь, но другие города стремятся перенять опыт культурной столицы.


Ричард Флорида, американский экономист и автор теории креативного класса (на русский язык переведена его книга «Креативный класс: люди, которые меняют будущее») в своей статье в The Atlantic Cities снова обратил внимание на то, как культура может стать для города или целого региона ключевым способом привлечения капитала, оттеснив на второй план наличие природных ресурсов, свободной рабочей силы и другие классические факторы размещения. Являясь убежденным сторонником подобного подхода, Ричард Флорида, в подтверждение не раз высказанного им мнения о большой роли культуры в региональном развитии, ссылается в статье на исследования других авторов. Их объединяет общая идея — активная культурная жизнь города является не следствием высокого уровня экономического развития, а одной из важнейших его составляющих.


Наибольший интерес представляет недавняя работа немецких исследователей «Призрак оперы: культурная жизнь, человеческий капитал и региональный экономический рост», опубликованная в журнале Labour Economics, так как она позволяет лучше оценить ситуацию и понять, что же, все-таки, первично — развитие в городе культуры или его опережающий экономический рост. В работе анализируется, как открытые в XVII-XVIII веках немецкие оперные театры позднее помогали привлечь в города, где они были построены, талантливых людей и, таким образом, стимулировали их экономическое развитие. Дело в том, что строительство оперных театров в то время определялось не тогдашним уровнем экономического развития региона, а степенью влиятельности местных дворов. То есть, в данном случае, привнесение культуры в жизнь города никак не может считаться следствием высокого уровня развития экономики. Позднее в тех городах, где были открыты оперные театры, наблюдался рост числа высокооплачиваемых квалифицированных работников, что легло в основу последующего процветания городов. По словам авторов, немецкие оперные театры и культурная среда, у истоков зарождения которой они стояли, уже несколько веков назад определили формирование значительной прослойки креативного класса в соответствующих городах.


Это исследование стало очередным и очень весомым доказательством того, что развитие культуры может стать вполне действенным способом стимулирования развития города в целом. Сама по себе эта идея — уже не новость. Примерами успешного применения этой теории на практике могут служить, например, такие испанские города, как Бильбао и Барселона. Бильбао вообще является классическим примером определяющего воздействия созданного «с нуля» культурного центра — в данном случае, построенного в 1997 году Музея Гуггенхайма — на экономику города.


Самым известным примером проведения подобной политики в России, несомненно, является Пермь, нашумевшая культурная столица. Как писал в августе 2009 года «Русский Репортер», губернатор края Олег Чиркунов назначил в 2008 году министром культуры и массовых коммуникаций края художественного руководителя Пермского драматического театра Бориса Мильграма (с 2010 года он является заместителем председателя правительства пермского края). После этого в здании Речного вокзала открыли гигантский музей современного искусства, и культурной столице было положено быть. Энтузиазм местных правящих элит не знал границ, сенатор Сергей Гордеев, например, привозил сюда Фрэнка Гери, того самого, который спроектировал Музей Гуггенхайма в Бильбао. Энтузиазм этот, помимо всего прочего, привел к тому, что о развитии современного искусства в Перми трижды написала The New York Times. Последняя статья от 22 июля этого года, ради которой американский журналист Финн Олаф-Джонс сам приехал в город, так и была названа — «Бильбао на краю Сибири?». И хотя автор статьи допустил некоторые фактические ошибки, на которые указывает местный новостной портал Properm.ru, публикующий ее сокращенный перевод, сам факт подобного внимания к уральскому городу со стороны одной из наиболее влиятельных газет мира свидетельствует о том, что местные власти своих целей добились: Пермь стала модной и обрела мировую славу культурного центра, она стала привлекать внимание. Сюда, в конце концов, приехал журналист The New York Times.


Стремительный подъем Перми вызвал беспокойство среди новосибирских деятелей культуры, привыкших считать свой город третьей культурной столицей России, да и просто третьей столицей России, но кто-то в этом всегда им мешает. В июле 2009 года Сергей Самойленко писал на эту тему в газете «Новая Сибирь», что Новосибирск, по сравнению с развивающейся Пермью, «превращается в глухомань». В 2010 году Сергей Самойленко уже являлся координатором «Сибирского центра современного искусства», открывшегося как филиал Государственного краеведческого музея. При этом Новосибирск совсем не один такой: многие российские города сегодня активно рассматривают возможность применения пермского опыта.


«Из региона, в котором есть достаточное количество качественного культурного продукта и создана соответствующая среда, меньше отток населения. Меньше уезжают люди с высоким образовательным и культурным цензом. Больше, наоборот, таких людей приезжает. Культура формирует высокий уровень потребностей, формирует мотивацию и отношение к труду, она входит в непременный набор жизненных ценностей среднего класса, о создании которого так долго идут разговоры в нашей стране», — считает Сергей Самойленко.


Елена Кончева


Эксперт


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе