21 января 2011 ● Евгений Белжеларский
«Мы перестаем быть государственным и становимся коммерческим учреждением. И можем стать банкротами, если не научимся зарабатывать на жизнь», — говорит директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова
Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства правопреемник Кустарного музея, основанного в 1885 году предпринимателем Сергеем Морозовым, стал символом интереса к поиску своих корней и, как ни пафосно это звучит, роста национального самосознания. Задумывался он для поставок произведений народных промыслов на европейский арт-рынок, охочий до экзотики. Позже, уже при большевиках сотрудники музея готовили всесоюзные выставки, возили на них народное творчество. Сегодня, 125 лет спустя, изменилось не только понятие народности, но и сама концепция музея как учреждения культуры. Все-таки ХХI век на дворе, продвинутые технологии вокруг да новшества в законодательстве. Каким должен быть современный музей народного творчества? Что нужно сделать для того, чтобы посетители шли сюда круглый год? Об этом «Итоги» спросили директора музея Маргариту Баржанову.
— В традиционно тихом музейном деле настало время больших перемен — надо привлекать посетителей, иначе не выжить. Трудно заманить людей на народное искусство? И что вообще сегодня значит это понятие?
— А вы попробуйте произнести без остановки название нашего музея. Получится «декоративноприкладного инародного искусства». «Инородного», а не «народного»! Знали бы вы, сколько раз я обращалась в Министерство культуры с просьбой об изменении названия. Само понятие «народное искусство» придумали в 20-е годы ХХ века, и оно было сугубо идеологическим. А ведь на самом деле важны талант и призвание. Если судить так, то у нас народным художником будет Марк Шагал — ведь он человек практически без профессионального образования. И наоборот: гжель, палех никак не могут считаться народным искусством. Там на предприятиях работают специалисты с высшим образованием, этой технике учат и учатся.