17 ноября 2010 ● Новодворская Валерия
Поэты всегда плывут против течения, вечно идут на «вы», на «ты» и на «они». Особенно поэты России. У них было мало шансов уцелеть в мрачном ущелье XX века, озаренном адскими кострами двух мировых войн и скованном льдами двух мировых диктатур.
Одной из первых жертв враждебных человеку стихий стал создатель русского футуризма поэт Велимир Хлебников. 9 ноября со дня его рождения исполняется 125 лет. Российские футуристы то ли предсказали, то ли накаркали, то ли инициировали Антимир — будущее России после Октября. Все они, в принципе веселые и безобидные люди богемы, а по Хлебникову — дети Выдры, подобно героине А.Н. Толстого из «Хождения по мукам» футуристке Елизавете Киевне, мучались от скуки и мечтали о звуках труб и зареве. Коварный век подслушал… Трубы сыграли «побудку Страшного суда» (Бодлер).
Родился Велимир Виктором, в семье ученого-орнитолога, учился в Казанском университете, потом в Петербургском, то на физмате, то на естественном, то на филологическом факультете. Сначала он впадает в языческое славянофильство. Сегодняшние «зеленые» умерли бы от зависти над его пьесой «Снежимочка», над его снезинями и смехинями. Даже это он предвосхитил — уход в дикую природу, поиск корней. Хлебников постиг природу безумия и предвидел будущую «карательную психиатрию» в пьесе «Госпожа Лениїн». Эта участь много лет спустя постигнет Даниила Хармса. Университет Хлебников бросил, стал пифагорейцем, уверовал в магию чисел и организовал свою тусовку футуристов вместе с тремя братьями Бурлюками.