Марк ЗАХАРОВ. Влечение к цензуре

Не надо самых честных править. Ни казачьими шашками, ни свиными головами

Один из лидеров современной российской и мировой режиссуры художественный руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра Лев Додин поделился своими тревогами в статье «Искусства нет без боли». К сожалению, личная боль Льва Додина отражает симптомы наступающей и очень опасной для общества болезни, генезис которой ведет к черносотенным деяниям членов Народного союза имени Михаила Архангела. 

Вторжение во время спектакля самозваных «цензоров» на сцену Санкт-Петербургского академического Малого драматического театра Европы, публичные угрозы разбросать вокруг театра свиные головы — типичное проявление ксенофобии и попрание общепринятых норм поведения в цивилизованном обществе. Нападения на МХТ в Москве и агрессивные претензии к режиссеру Константину Богомолову, демонстративная акция протеста против художественного руководителя Олега Табакова — все эти события, свидетелями которых мы становимся, настолько чудовищны и чужеродны для нашей культуры, что сразу довольно затруднительно найти адекватный ответ на акты вандализма и демонстративного нарушения Конституции.

В соборе святого Петра в Риме нашли простой способ борьбы с вандализмом — закрыли бронированным стеклом мраморную скульптуру Микеланджело, знаменитую Пьету, изображающую скорбящую Богоматерь с телом Христа. Некоторые, как правило, великие произведения искусства оказывают на зрителей сильное эмоциональное воздействие. У людей с нездоровой психикой появляются навязчивые идеи: ликвидировать очаг беспокойства или весеннего обострения. Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в прошлом уже подвергалась нападению. Сейчас высказываются мнения, что работа Репина носит антипатриотический характер и хорошо бы ее ликвидировать. Если согласиться с этим, следующий логичный шаг — пересмотр великих мировых полотен на предмет их принадлежности к порнографии. В особенности это касается картин Рубенса и Боттичелли. Да и нашего художника Генриха Семирадского при желании тоже можно «подвести под статью».

Всякое принципиально новое слово в искусстве почти всегда вызывает протест. Не буду вспоминать про импрессионистов или про великого русского художника Василия Кандинского. Вступать в дискуссию с больными людьми, а потом устраивать социологический опрос — кто «за», кто «против» — недостойно для нормального общества. И не только недостойно, но и опасно. В поддержку черносотенных настроений могут выступить и некоторые народные избранники, и просто люди озлобленного и агрессивного склада.

В отношении нового искусства можно проделать мысленный эксперимент. Взять одно из самых примечательных явлений супрематизма, знаменитый и загадочный «Черный квадрат» Казимира Малевича, и повезти эту картину в отдаленные регионы страны для общественной дискуссии: нужны ли нам сегодня «Черные квадраты»? Недавно я адресовал опытному медику такой вопрос: если взять методом случайного сочетания человек 400–500, какой процент в этом случае можно отнести к группе лиц с неустойчивой психикой? Процент, по его словам, может оказаться достаточно высоким: 12–13. Среди этой группы есть люди, пусть еще не больные, но явно с неадекватным мышлением. Я не имею в виду депутатов Государственной думы. Моя смелость не простирается в столь отдаленные и опасные сферы. Но вместе с тем и не отрицаю возникающих при этом подозрений.

Я, как и многие мои коллеги, очень симпатизирую режиссеру Кириллу Серебренникову. Он строит новый и своеобразный очаг культуры. Запрещать камерную встречу в «Гоголь-центре» с участниками Pussy Riot и демонстрацию фильма, посвященного их пляске в храме Христа Спасителя, — не кажется мне всесторонне продуманным решением. Если некоторые наши телевизионные каналы и печатные издания уделяют этому особое внимание, почему не может быть клубного обсуждения в театре?

Конечно, у меня есть и собственные суждения по поводу Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной. И я не хочу их скрывать. Это милые на первый взгляд девушки, мне их очень жаль — они провели долгие месяцы в заключении. Думаю, что их следовало наказать иначе; может быть, условным сроком или штрафом за нарушение норм общественной морали. Никакой эстетической ценности в их пляске я при всем желании не усмотрел. Думаю, что сейчас у них обнаружится обязательный сдвиг в мозгах, и они ощутят позывы к героическому существованию. Но воспринимать главную девушку-мать как Жанну д’Арк — у меня не хватает фантазии. То же самое касается и ее подруги. Я понимаю, что молодые женщины не должны теперь просто так заниматься каким-нибудь прозаическим делом, включая воспитание ребенка, — они слишком знамениты и должны кого-нибудь направлять или возглавлять. То есть целиком уйти после пляски в героическое служение обществу, которое, похоже, не очень готово их полюбить сразу и самозабвенно.

Еще несколько слов о Кирилле Серебренникове. Он работает по нескольким творческим направлениям. Может быть, отдельные его высказывания могут и не понравиться. В искусстве такое случается. Но лучше дать ему самому разобраться, что есть его магистральная линия, а что — случайные и непринципиальные поиски и пробы. Он умный, он сам разберется. В любом случае надо запастись терпением и выдержкой.

И конечно, пока я не сделал главного в своих заметках — я не сказал о той части нашего казачества, которая претендует на роль верховного цензора в российском театральном процессе. Но во-первых, надо отдельно изучить и систематизировать все казачьи претензии и порывы. Понимаю, что изучать надо незамедлительно, иначе будет поздно. Так случалось в нашей истории. И во-вторых, о глубине возникших проблем уже хорошо рассказал Лев Додин. Для протеста против разбрасывания свиных голов вокруг театральных центров, вероятно, есть несколько сценариев — от коллективного обсуждения до самосожжения. Я все-таки за взвешенное коллективное мнение. Самое время обратить наши взоры к вождю и председателю СТД Александру Александровичу Калягину и без лишней ажитации организовать хотя бы круглый стол для обсуждения новой ситуации в сфере российского репертуарного театра, разумеется, с участием представителей московского правительства.

Марк ЗАХАРОВ

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе